войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Н. А. Некрасов в период "Последних песен"

Иван Николаевич Крамской • Живопись, 1879, 105×89 см
Комментарии
1
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1879
Размер: 105×89 см
Работа в подборках: 37 подборок

Описание картины «Н. А. Некрасов в период "Последних песен"»

«Некрасов в период "Последних песен"» – вторая версия портрета Некрасова. Хотя Крамской именно такого рода картину задумал изначально.

Когда стало понятно, что здоровье Некрасова катастрофически ухудшается, Павел Третьяков заказал художнику его портрет. Крамской хотел писать поэта именно так, в подушках. Но все, кто слышал об этом, отговаривали его, утверждая, что такой антураж повредит героическому образу народного певца. Крамской начал писать в соответствии со своим замыслом, но потом, поддавшись уговорам, сделал для Третьякова другую версию – классический погрудный портрет со скрещенными руками. Но от первоначальной идеи он не отказался. Поскольку тяжело больной поэт мог позировать не более чем по 10-15 минут, то с натуры здесь написана только голова. Дописывал картину Крамской уже после смерти Некрасова, приделав эту голову к основному холсту.

Поэт предстает перед нами таким, каким его видели в последние дни жизни. В постели, исхудавший, с благородным и мужественным лицом, стойко держащийся перед лицом болезни за главную свою страсть – поэзию.

Крамской планировал написать в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием (Некрасов любил охоту), а у ног поместить его любимую собаку. Но впоследствии отказался от этих деталей  - они отвлекали внимание от главной идеи картины. Крамской умышленно поставил на холсте неверную дату – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов написал стихотворение «Баюшки-баю».

В глубине комнаты мы видим бюстик Белинского, который ввел Некрасова в литературу и сыграл важную роль в формировании его мировоззрения. Некрасов всю жизнь вспоминал учителя с глубокой благодарностью. На стене у постели висят портреты Добролюбова и Мицкевича – они обозначают круг интересов и устремлений поэта.

На полке у постели Некрасова – микстуры, лекарства и тома журнала «Современник», редактором которого он был и который сплотил вокруг себя прогрессивную часть общества. Зря опасались советчики, что «Некрасов в подушках» утратит свою силу. Напротив, именно в этом портрете Крамскому удалось передать его не сломленный даже на пороге смерти дух. Крамской показал картину на шестой передвижной выставке, и в итоге ее тоже приобрел Третьяков.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии(1)