войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Эрато
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Материалы: Дерево
Дата создания: 1500
Размер: 51×61 см
Работа в подборках: 14 подборок

Описание картины «Аллегория музыки»

«Аллегория музыки» (другое название «Эрато»), хранящаяся в Берлинской картинной галерее, – поздняя картина Филиппино Липпи, которую в отечественном искусствоведении долгое время было принято упоминать в контексте отнюдь не восторженном. Наследие Филиппино в целом оценивалось ниже творчества его отца Филиппо Липпи. К примеру, фундаментальная 6-томная «Всемирная история искусств» уделила младшему Липпи не много не мало – единственный абзац, завершающийся вердиктом: «В последние годы жизни он пришел к вычурной манерности, что дает себя знать в «Аллегории музыки».

Возможно, так и есть. Но не стоит забывать универсальное правило, что любые недостатки являются продолжением достоинств. Некоторая вычурность Липпи (которую, под другим углом зрения можно было бы назвать изысканностью или изяществом) нашла много поклонников в искусстве маньеризма.

Живописный жанр аллегории (от греч. ἀλληγορία – иносказание) предполагает, что абстрактные понятия можно выразить посредством конкретных зрительных образов. Аллегория сообщает отвлечённому образу пластическую ясность. И это уже задача не только чисто живописная, но и умозрительная – как, с помощью каких визуальных средств можно передать образ музыки? Для Липпи таким образом служит женская фигура, данная в грациозном развороте, которая свои длинным шарфом опутывает шею лебедю.

Линейное решение фигуры почти идентично рисунку Филиппино Липпи, хранящемуся в Британском музее и изображающему греческую музу любовной поэзии, поэтому «Аллегорию музыки» также иногда называют «Эрато».

По другой версии, в «Аллегории музыки» показаны персонажи античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от связи земной женщины Леды и бога Зевса, принявшего облик Лебедя. Крылатые купидоны-путти, без сомнения, могли сопровождать как Эрато в её искусстве, так и Леду в её любовной истории.
Не напоминает ли берлинская «Эрато» Филлипино Липпи нам картину более известную? Так и есть. Произведения Леонардо да Винчи, изображающие Леду и лебедя, появились всего на несколько лет позже «Аллегории музыки», и есть основания полагать, что здесь имеет место прямое влияние: Леонардо мог видеть работу своего старшего коллеги Филиппино.

Кстати, по мысли Леонардо да Винчи, «живопись превосходит музыку и господствует над нею, ибо она не умирает после своего рождения, как несчастная музыка, наоборот, она остается в бытии».

Тематику «Аллегории музыки» Филиппино Липпи поддерживают детали в левой части композиции: позади Эрато оставлены лира, «растущая» из оленьей головы, и сиринга – многоголосая флейта, состоящая из нескольких скреплённых между собой трубок, изобретение и излюбленный инструмент лесного бога Пана.

Но есть в берлинской «Эрато» нечто напоминающее о музыке с гораздо большей выразительной силой, нежели детали предметной наглядности. Это – ритм. То, без чего музыка принципиально не возможна. Ритм – значит, повторение. Взгляните, как регулярно повторяется в ритме линий «Аллегории музыки» мотив завитка: петлями завивается шарф героини, вторя изгибающимся лебединым шеям и изрезанной линии берега. Закручиваются складки розово-пурпурного хитона. Сине-лиловая развевающаяся на ветру накидка – гиматий – напоминает античные рельефы с пляшущими и извивающимися от вина и страсти вакханками, которые художники эпохи Возрождения часто использовали в качестве образца для изображения драпировок. Эти ритмические находки Филиппино со временем найдут продолжение в живописи маньеризма, не случайно Вазари писал, что Липпи «обогатил искусство красотой и нарядностью».

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии