Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)

Предложить название
1858, 71.8×50.2 см • Масло, Холст

Описание картины «Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)»

«Прекрасная Изольда» - это единственное живописное произведение Уильяма Морриса, на котором изображена его будущая жена Джейн Берден в 1858 году.

Образ Изольды и символика


Джейн в средневековом платье предстоит в образе Изольды, тоскующей по изгнанному Тристану. Первоначально исследователи считали, что это раскаивающаяся королева Гвиневра — супруга короля Артура, изменившая ему с прекрасным рыцарем Ланселотом. Такой версии способствовал выход поэтического сочинения Морриса «Защита Гвиневры и другие стихи» в год написания картины. Но позднее было установлено, что это именно Изольда, легендарная возлюбленная Тристана.

Изольда как будто только встала с постели — в смятых белых простынях можно разглядеть щенка английской гончей. Возможно, влюбленная девушка и вовсе не сомкнула глаз — лицо ее бледное и уставшее. Ветки розмарина, обозначающие верность, вплетены в венок и красноречиво говорят о мыслях и чувствах Изольды, она верна, но не мужу. Белое платье с нежным рисунком ниспадает на пол, полностью скрывая тело, но при этом одновременно подчеркивая изгибы фигуры. Яркие красные рукава контрастируют с общей бледностью и понуростью Изольды, но при этом отлично вписываются в общую обстановку комнаты замка. Героиня небрежной рукой придерживает золотой пояс — символ целомудрия, который она хочет затянуть на бедрах, как это было модно в Средние века.
 

Детали и их значение

Полотно больше напоминает декоративное произведение, чем живопись. Четкая графичность, локальные цвета и усиленный акцент на деталях — все это говорит о тяге автора к декору, дизайну и народному творчеству. Красные, синие, белые и золотистые оттенки придают композиции карнавальное, яркое настроение. Цветовые оттенки демонстрируют традиционные национальные мотивы, а детали — личные увлечения автора: старинные книги, зеркала, персидские ковры, белоснежные гардины, оформление стен и даже блестящие медные кувшины. Скорее всего все эти предметы были из коллекции Морриса и писались с натуры. Рисунок на стене и декор туалетного столика Изольды повторяет принты, используемые художником в работе его фирмы.

Элисон Смит — сотрудник галереи Тейт отмечает, что «Прекрасная Изольда» - это одно из нескольких произведений прерафаэлитов, созданных под влиянием живописи Яна Ван Эйка. Такие детали, как собачка, апельсины, туфли на полу и даже поза героини напоминают знаменитый портрет четы Арнольфини.

Творческое и личное в картине «Прекрасная Изольда»


Над картиной Уильям Моррис работал несколько месяцев, она давалась ему довольно трудно. Желание создать настоящее живописное произведение и борьба с собственными предпочтениями усложняли его работу.

С трудом давался и образ самой героини: Моррис уже полюбил свою будущую жену. В будущем он практически не будет ее писать, в наследии останутся лишь несколько набросков. Существует легенда, будто бы в тщетных попытках добиться анатомической точности, на обороте картины он написал: «Я не могу написать вас, но я люблю вас».

Как и королева Гвиневра, так и Изольда — это женщины, героини славного английского эпоса, испытавшие глубокие чувства, но не к своим мужьям. Любовь Морриса к Джейн Берден, несмотря на то, что та стала его супругой, принесла ему много боли и разочарования. Позже Джейн и вовсе признается, что никогда не любила мужа.

Возможно, это не лучшее живописное произведение среди художников-прерафаэлитов, но совершенно точно, оно глубоко осознанно, прочувствованно и является в некоторой степени пророческим.

В 1874 году картина была объявлена собственностью Форда Мэдокса Брауна, однако ее хотел выкупить Россетти, страстно любивший супругу Морриса. В конечном счете полотно досталось сыну Россетти. До его смерти оно хранилось забытым в шкафу и лишь после было возвращено Джейн. В 1939 году, согласно ее завещанию, картина перешла в собственность Галереи Тейт.

Автор: Людмила Лебедева
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Прерафаэлиты, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Клаудио и Изабелла
  • Нахождение Спасителя во храме. Фрагмент
  • Волшебница Шалотт
Pre-rafaelites
26 работ • 0 комментариев
  • Зимний дуб
  • Лунное безумие
  • Норвегия, деревня Сандвикен в снегу
Разное.
257 работ • 0 комментариев
  • Внучка играет на гитаре
  • Утро в городе
  • Лежащая обнаженная (Агостина Сегатори)
Женщины
606 работ • 1 комментарий
  • Психея в Храме Любви
  • Елена Троянская
  • Итальянское дитя (Тосканская девочка с соломенным плетением)
Встречайте - лучшее от прерафаэлитов!
62 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Утро в городе
12
Утро в городе

1944
Волшебница Шалотт
6
Волшебница Шалотт

1888, 44.4×34.1 см
Итальянское дитя (Тосканская девочка с соломенным плетением)
7
Итальянское дитя (Тосканская девочка с соломенным плетением)

1869, 81.5×72.7 см
Нахождение Спасителя во храме. Фрагмент
1
Нахождение Спасителя во храме. Фрагмент

1855, 85.7×141 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP