Sign up
Interests
Your interests
Add and edit your preferences
Georges Seurat. Bathing at Asnières
Bathing at Asnières
Georges Seurat
1884, 200×300 cm
To post comments log in or sign up.
Write comments
Discuss user publications and actions. Add the required photos, videos or sound files to comments.
Edward Hopper. The sunlight on the second floor
Georges Seurat. Sunday afternoon on the island of La Grande Jatte
Original   Auto-Translated
14 декабря 1866 года родился Роджер Фрай – человек, которому мы обязаны термином «постимпрессионизм». Этот британский художник, критик, а позднее - куратор нью-йоркского Метрополитен-музея организовал в 1910 году выставку весьма не схожих между собою художников, для которых ему понадобилось найти «общий знаменатель».

Вот как механика этого процесса описывается в книге «Современное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилла Гомперца:

«Ни один из четырех художников, известных нам как постимпрессионисты, никогда себя этим словом не называл. И не потому, что Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Жорж Сера и Поль Сезанн не признавали или не одобряли этот термин. Просто он появился через много лет после их кончины.
Название изобрел в 1910 году британский художник, критик и музейный куратор Роджер Фрай (1866–1934). Ему потребовалось общее обозначение для группы очень разных живописцев, выбранных для участия в выставке, которую он устраивал в лондонской галерее Графтон. Картины тогдашних французских авангардистов в Лондоне показывали редко, и устроители рассчитывали на сенсацию. Предполагалось, что в слепящих лучах славы окажется сам Фрай. Вот почему важно было придумать бренд, одновременно и удобный для раскрутки, и способный выдержать критику коллег по искусству. Что, как показывает мой собственный опыт, чрезвычайно трудно.
(...)
Проблемой, с которой столкнулся Роджер Фрай, было отсутствие явного общего знаменателя для творчества каждого из четверых художников. Но он разглядел в них четыре угла в основании только-только возводящегося здания искусства XX века, притом что Сера и Ван Гога называют неоимпрессионистами; Сезанн одно время ходил в импрессионистах, а Гогена связывали с символистами (чьи картины изобиловали намеками и недосказанностями). Но художественный стиль каждого развивался своим путем, и постепенно между ними становилось все меньше общего. Из соображений как историко-культурных, так и коммерческих Фрай решил включить в экспозицию и картины Эдуарда Мане. Лондонская публика почти ничего не знала о представляемых художниках, но что-то слышала о предтече импрессионистов. Притягательность его имени должна была, как надеялся Фрай, вытащить ценителей искусства из дома промозглым зимним днем. Как только они доберутся до выставки, рассуждал Фрай, он подсунет им современных художников, которые, каждый по-своему, продолжили дело Мане. Так что в названии выставки Мане следовало упомянуть непременно, а вот остальных не обязательно. Но и слово «импрессионист» стоило бы вставить, это хорошая приманка. Итак, «Мане» и «импрессионисты» – это звучит, правда, не вполне отражает суть дела. Что же делать? Фрай нашел выход из положения: он добавил приставку. Выставка получила название: «Мане и постимпрессионисты».
Именуя Ван Гога, Гогена, Сера и Сезанна «постимпрессионистами», Фрай исходил из того, что все они вышли из импрессионизма – движения, которое вдохновил и поддерживал Мане. Все четверо начали самостоятельное путешествие по миру живописи, но придерживались принципов импрессионизма, так что приставка «пост» {лат. «после») вполне уместна. Ну а если зацепиться за значение слова «post» в английском языке («почта»), то, можно сказать, они действительно были кем-то вроде почтальонов: каждый подхватил послание импрессионизма и доставил по новому адресу».

Иллюстрация: Роджер Фрай. Автопортрет.
To post comments log in or sign up.
Edward Hopper. The house at sunset
Edward Hopper. Approaching the city
Edward Hopper. Rooms by the sea
Pablo Picasso. Les demoiselles d'Avignon
Edward Hopper. New York theater
New York theater
Edward Hopper
1939, 81.9×101.9 cm
To post comments log in or sign up.
Henri Rousseau. Family
Edward Hopper. Nighthawks
Henri Rousseau. Landscape on the banks of the river
Henri Rousseau. Promenade
Show more