Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
На фоне чрезвычайно оживленной выставочной деятельности Кишинева, тем не менее, заметным явлением в культурной жизни города стала небольшая Выставка живописных и графических работ русских и молдавских художников, открывшаяся в зале Художественного лицея И. Виеру.
В экспозиции представлены работы из фамильной коллекции молдавского художника, искусствоведа, общественного деятеля, замечательного педагога - Алексея Александровича Васильева.
Организаторы выставки - директор лицея Виеру – Николетта Стати, которая также явилась ее куратором, и Ярослав Алексеевич Васильев, сын Алексея Васильева, нынешний владелец коллекции.
Несмотря на небольшое количество представленных работ, временные рамки экспозиции охватывают период 19 века и века минувшего. По словам сына художника, сам Алексей Васильев себя считал не коллекционером, а скорее собирателем. Со многими из авторов представленных произведений художник был дружен, часто общался. Одни работы коллеги по цеху дарили друг другу, другими обменивались. Так появилась уникальная коллекция.
Экспозиция в стенах учебного заведения - представляет несколько направлений в изобразительном искусстве.
В зале – небольшой этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше представителя передвижников, Алексея Саврасова, - родоначальника глубоко лиричного русского пейзажа, где важен не сам мотив, а внутреннее состояние природы.
Участвовал в выставках передвижников и Василий Поленов. Он стал одним из первых русских художников, использовавших принципы пленэрной живописи, игру света, чистые открытые цвета. Его учеником был Константин Коровин, непохожий на передвижников своей новой, порой казавшейся современникам «дерзко-небрежной» техникой письма.
Большая часть творческого наследия профессора исторической живописи – Федора Бронникова – античный Рим. На выставке - его работа с историко-архитектурным мотивом.
Учившийся у Машкова и Коровина -представитель шумной группы обвинителей живописи «Бубновый валет» – Роберт Фальк - пытался через экспрессию цвета передать скрытую тайну внутренней жизни.
Художник из Феодосии – Константин Богаевский учился у Айвазовского и Куинджи. В живописи отдавал предпочтение художникам эпохи Возрождения. Многие работы созданы под сильным впечатлением Клода Лоррена, особенно его принципов освещения.
Выделяется графический портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше работы Филиппа Малявина. В творческом наследии известного портретиста – колоритные крестьянские типажи, пейзажи, марины, парадные заказные портреты.

Среди выставленных работ- графические листы замечательной бессарабской художницы Евгении Малешевской, многие работы которой были, к сожалению, утрачены в военные годы. Она обучалась в Императорской Академии Художеств в одно время с Малявиным и Кустодиевым. Малешевская была привлечена И. Репиным к участию в создании панно к 200-летию Петербурга: «Ассамблея Петра I».
В экспозиции - работа мастера деревенских мотивов – Леонарда Туржанского, и замечательного колориста, красноярского художника Бориса Ряузова.
В зале – небольшая работа яркого представителя объединения «Мир искусства» - Мстислава Добужинского, замечательного графика, воспевшего Петербург, талантливого театрального художника. И работа его ученика, Константина Рудакова, - известного иллюстратора русской и европейской классики.
Одно из центральных мест экспозиции занимает мастерски выполненный портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше работы Алексея Александровича Васильева, который отражает жизненное и творческое кредо автора: «Самая большая ошибка художника- стремиться к правде за счет мастерства».
Каждый отдельно взятый автор - это отголосок эпохи, в которой он жил и творил. Эпохи порой противоречивой и сложной, с неоднозначными историческими и художественными оценками, преломленной через творческое сознание автора. Одни художники следовали устоявшимся канонам, другие демонстративно от них отказывались, третьи пытались реконструировать и внести что-то новое... Но всех их объединяет одно – высокое мастерство и свобода творческого духа.
Менее посвященных экспозиция знакомит с творчеством замечательных мастеров 19-20 веков. Более искушенным показывает сложные переплетения, преемственность и развитие различных направлений в живописи, помогает увидеть неразрывную духовную связь художественного прошлого и настоящего.

Людмила КУЛИКОВА

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Lina Hancu
понравилась статья в энциклопедии Граттаж
Граттаж×
Граттаж (от франц. gratter – царапать) – метод создания изображения, при котором его контуры процарапываются на бумаге, предварительно покрытой тушью. По-другому способ называют воскографией. Этот вид графики начали использовать в России в XX веке. На плотную бумагу или картон сначала наносят воск или парафин (можно натерть поверхность свечой), а после – слой туши. Чтобы она не сбивалась в капли, добавляют немного мыльного раствора. Дождавшись её высыхания, острым предметом (иглой, вязальной спицей, ножом или скребком) создается сам рисунок. Нижний слой можно накладывать с помощью цветных воскових мелков. В этом случае картина будет состоять не только из белах штрихов. Граттаж относится к нетрадиционным техникам рисования, которые зачастую применяю для обучения школьников азам изобразительного искусства.
читать дальше
(от франц. gratter – царапать) – метод создания изображения, при котором его контуры процарапываются на бумаге, предварительно покрытой тушью. По-другому способ называют воскографией. Этот вид графики начали использовать в России в XX веке. На плотную бумагу или картон сначала наносят воск или парафин (можно натерть поверхность свечой), а после – слой туши. Чтобы она не сбивалась в капли…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP