Регистрация
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
Интересы
Добавляйте и редактируйте ваши предпочтения
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
23 июля 1889 года родился художник и литератор, заметнейшая фигура русского авангарда Юрий Анненков. Почти одновременно Илья Репин и родители Юрия Анненкова приобрели дачи в финском посёлке «Куоккала», так что с Репиным Анненков познакомился рано.

«Я был еще подростком, когда в 1905 году Репин, увидав мой портретный набросок с писателя Евгения Чирикова (жившего на нашей даче), погладил меня по голове и сказал: «Ты будешь крепким портретистом… если не собьешься с дороги», — вспоминал Анненков.

Репин превратится для Анненкова в старшего друга, в репинских «Пенатах» он будет частым гостем. Именно там в его судьбе произойдёт много знаменательных событий. Анненков, наделённый даром мемуариста, потом опишет их в знаменитом «Дневнике моих встреч». Вот, например, его рассказ о том, как, будучи в гостях у Репина, он познакомился с Есениным:

«Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуней, восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в четырнадцатом или пятнадцатом году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из многолюдных репинских сред. В изданной Институтом истории искусств (Москва, 1949) двухтомной биографии Репина его ученик, Антон Комашка, творчество которого мне не знакомо, так описывает этот вечер: «Однажды, в среду, писатель Иероним Ясинский приехал в Пенаты с одним юношей. Нельзя было не обратить внимания на его внешность. Свежее лицо, прямо девической красы, с светлыми глазами, с вьющимися кудрями цвета золотого льна, элегантно одетый в серый костюм. За круглым столом, при свете лампы, проходил обед. Потом обратились к пище духовной. Вот тут-то Ясинский представил всем молодого русского поэта — Сергея Есенина. Есенин поднялся и, устремив светлый взор вдаль, начал декламировать. Голос его был чистый, мягкий и легкий тенор. В стихах была тихая грусть и ласка к далеким деревенским полям с синевой лесов, с белизной нежных березок, бревенчатых изб… Так живо возникали лирические образы у нас, слушавших чтение. Репин аплодировал, благодарил поэта. Все присутствовавшие выражали свое восхищение».
Это описание не соответствует действительности. Есенина привез к Репину не Ясинский, а Корней Чуковский. Появление Есенина не было неожиданностью, так как Чуковский предупредил Репина заранее. И не только Репина, я пришел в ту среду в Пенаты, потому что Чуковский, с которым мы встречались в Куоккале почти ежедневно, предупредил и меня. Лицо Есенина (ему было тогда едва ли двадцать лет) действительно удивляло «девической красотой», но волосы не были ни цвета «золотистого льна», ни цвета «спелой ржи», как любят выражаться другие: они были русые, это приближается к пригашенной бесцветности березовой стружки. Прожив более сорока лет за границей, мы начинаем ценить богатство и точность русских определений. Вместо элегантного серого костюма на Есенине была несколько театральная, балетная крестьянская косоворотка с частым пастушечьим гребнем на кушаке, бархатные шаровары при тонких шевровых сапожках. Сходство Есенина с кустарной игрушкой произвело на присутствующих неуместно-маскарадное впечатление, и после чтения стихов аплодисментов не последовало.
Напрасно Чуковский пытался растолковать формальные достоинства есенинской поэзии, напрасно указывал на далекую связь с Кольцовым, на свежесть образов — гости Репина в большинстве остались холодны, и сам хозяин дома не выразил большого удовольствия.
— Бог его знает, — сказал Репин суховато, — может быть, и хорошо, но я чего-то не усвоил: сложно, молодой человек!
Поздно вечером, по дороге к вокзалу, мы — Есенин и я — оказались пешими попутчиками. Наш разговор не касался ни поэзии, ни деревни. Болтали о всякой всячине, о травяной кухне Репина. Пройдя версты две, Есенин неожиданно остановился и, махнув рукой в сторону Пенатов, сказал не то утвердительно, не то с опаской:
— А пожалуй, обойдусь и без них!
И, пройдя еще с полверсты:
— Черт с ним, с поездом: трепня! Заночую у вас, а?
Так мы познакомились. За эту ночь я прослушал столько стихов, сколько мне не удалось услышать ни на одном литературном вечере. С той же ночи наше знакомство постепенно перешло в близость и потом в забулдыжное месиво дружбы».

Иллюстрация: Ю.П.Анненков. Автопортрет. 1917. Акварель, цветная тушь.

Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
18 июля 1821 года родилась Полина Виардо-Гарсиа, французская певица и композитор. В России Виардо известна не как автор комических опер и чувствительных романсов, а как любовь всей жизни Ивана Тургенева.

Молодой Репин общался с ними обоими в свой «французский период», когда писал первый портрет Тургенева. «Иван Сергеевич очень доволен портретом, говорит, что портрет этот сделает мне много чести. Друг его, Виардо (художественный критик, муж Порлины – Артхив), считающийся знатоком и действительно понимающий искуссто, тоже очень одобряет и хвалит. M-me Виардо сказала мне: Bravo, Monsiuer! Сходство безукоризненное».

Но саму Полину Виардо Репин не писал – уж очень она оказалась ему антипатична. «В субботу, у Виардо, по инциативе И.С.Тургенева, был концерт в пользу библиотеки, – делился Репин впечатлениями в письме Стасову. – Играл Сен-Санс с маленьким Виардо, пела Виардиха (невыносимо), читал Жан (хорошо, хотя и преувеличенно развязно), пела Панаева, но главное – читал Эмиль Золя, какой он симпатичный!..» Разделял художник и всеобщее мнение о некрасивости Виардо: Репин утверждал, что на лицо Полины «невозможно смотреть анфас».

Недолюбливать мамад Виардо Репин начал все из-за того же портрета Тургенева, работу над которым он называл хождением по мукам.

«Портрет начат с вдохновением. Первый сеанс, как обычно у Репина, был самым удачным. Ему самому нравился взятый поворот головы, поза, даже выражение лица. Тургенев был также доволен, - рассказывает биограф Репина Софья Пророкова. - Репин нетерпеливо ждал утра, следующего сеанса. Он жил образом писателя, стараясь проникнуть в его внутренний мир, раскрыть для себя его человеческую особинку. Наступило долгожданное утро. Вдруг посыльный приносит записку. Тургенев писал смущенно о том, что портрет надо начать снова, на другом холсте, так как первый подмалевок получился неудачным. Портрет видела его приятельница певица Полина Виардо, мнение которой во всем, особенно касающемся искусства, для Тургенева было непреложным законом. Так повелось в салоне Виардо: она – повелительница дум. И ей не понравился первый подмалевок портрета. Она не высказала робко своего сомнения, не дала совета, нет, она резко потребовала, чтобы портрет был начат заново. По ее мнению, он получился не похож, рисовал неверный образ писателя».

Первой негативной оценки Виардо хватило для того, чтобы вдохновение ушло; вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота… Увы, портрет вышел сух и скучен».

Иллюстрация: портрет Полины Виардо, который написала академический живописец Тимофей Нефф.

Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Виктория Юрьевна Удалова. Кармен
250 000 ₽
Кармен
Виктория Юрьевна Удалова
76×58 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Чудо св. Игнатия Лойолы

28 июня – день рождения Питера Пауля Рубенса.

Репин впервые увидел великого фламандца в оригинале в конце 1860-х годов, во время третьей по счету своей заграничной поездки – в Вену. Вот что он писал другу и критику Владимиру Стасову о своих впечатлениях от Рубенса:

«...видел (картины Рубенса – Артхив) сегодня в Бельведере в первый раз. Я положительно ничего этого не видел до 1873 г. Да, Рубенс – это Шекспир в живописи!.. («Игнатий Лойола изгоняет бесов из одержимых женщин и мужчин»).
...Конечно, не обходится у него без живописной риторики, в виде ракурсов, торсов, плеч, следков, пятерней, но всё же это гениальный силач!..
...А какой портрет его самого! Уже в преклонных летах. Какое достоинство в фигуре, какая доброта в глазах потрудившегося человека! Гениальный, бессмертный художник!»

Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Анна Вчерашняя
добавила работы Михай Либ Мункачи в подборку Maternity
Михай Либ Мункачи. Визит к новорожденной I
Михай Либ Мункачи. Пьяница-муж
Михай Либ Мункачи. Похитительница конфет
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Показать ещё
HELP