Регистрация
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
Интересы
Добавляйте и редактируйте ваши предпочтения
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Франсиско Гойя. Благовещение
Благовещение
Франсиско Гойя
1785, 4.2×2.6 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Илья Ефимович Репин. Утро воскресения. Христос и Мария Магдалина
Утро воскресения. Христос и Мария Магдалина
Илья Ефимович Репин
1921, 21.2×14.1 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

1 апреля – Международный день птиц.

Вероятно, что фламандец всерьез увлекался орнитологией, — пишет о Босхе Хоакин Гомес Кано (Joaquin Gômez Cano), — потому что птиц он рисовал особенно часто, на том же триптихе их более шестисот.

Во времена Босха не существовало фотографии. Запечатлеть птицу в полете с помощью кисточек было почти невозможно, а рисовать ее сидящей — слишком простая задача для хорошего мастера. Но Иерониму Босху удается настолько точно поймать своеобразные ракурсы сидящих или летящих пернатых, насколько это доступно только большим их любителям.

Рассмотрим, например, большую группу птиц с центральной панели триптиха, в которой предводительствует щегол. Щеглы питаются колючими растениями, и, согласно легенде, попытался выдернуть колючку из тернового венца Христа и поранил голову до крови. Именно поэтому щегол часто появляется в живописных полотнах на религиозные темы (а Босх, кажется, был очень набожным человеком).

Еще одна деталь: хотя пейзаж триптиха художник изобразил с воздушной перспективы, все фигуры нарисованы, напротив, фронтально и снизу, что производит необычное впечатление, особенно сильное в этой группе птиц преувеличенно огромного размера.

(...)

Что касается птиц в полете, то на картинах Босха часто появляются стаи, в которых движение пернатых передано очень точно. Если приглядеться внимательнее, то можно насчитать две с половиной сотни этих птиц, темная окраска которых выделяется на светлом небе. Но Босх позволял себе большую художественную свободу, и наряду с привычными черными стрижами у него появляется множество белых, несколько красных и даже желтых птиц.

Искусствоведам может многое рассказать тот факт, что на полотнах фламандцев появляются как эндемичные виды, так и совершенно экзотические. Например, на левой панели «Сада земных наслаждений» у ног Адама разгуливает пепельно-серая ворона, которая не водится ни в Испании, ни в Нидерландах. А значит, художник копировал ее с цветных рисунков высокого качества, либо посетил те места, где эту птицу можно увидеть вживую. Таким местом могла бы быть Италия, так что пепельно-серая ворона могла бы стать первым доказательством того, что Босх побывал в Италии, что, с другой стороны, совсем не удивительно для мастера его масштаба.

Еще одним наглядным примером огромных знаний Босха о повадках птиц является фрагмент с изображением красноватого шатра на центральной панели «Сада земных наслаждений». На одной из его верхних ветвей сидит совершенно идеально выполненный пересмешник, а рядом вниз головой свисает с шипа гигантского семечка синица. Обе птицы не только поразительно верно нарисованы, но и изображены в тех позах, которые для них естественны. Этот факт открывает для исследователей возможность произвести окончательную атрибуцию произведений мастера. Степень написания птиц на полотнах могла бы служить последней каплей для склонения чаши весов в пользу того или иного решения в случае сомнения.

И последний случай. Монстры и странные существа у Босха могут быть абсолютно фантастическими, а могут быть составлены из частей тел различных известных животных, которые образуют совершенно новое создание, странность которого увеличивается тем, что художник часто прибегает к изображению каждого элемента в иной перспективе. Почему он создает этих монстров и что они означают? Этого мы не знаем. Но одно ясно: у Босха было потрясающее воображение, но, хотя и нельзя исключить, что создавать фантастические фигуры было для него своего рода игрой, возможно также, что он испытывал галлюцинации, вызываемые ржаным хлебом, зараженным грибком спорыньи. Одним из активных веществ спорыньи является натуральный алкалоид, действие которого подобно действию ЛСД, то есть имеет психотропный эффект. Так или иначе, возможное значение символов, используемых фламандцем, могло быть известно его современникам, но было утрачено со временем или получило противоречивое толкование. Наиболее яркий пример — вереница существ вокруг водоема у ног Адама.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.

Возможно вы знакомы

Тюльпаны Рембрандта (Rembrandt Group) – один из 15 классов, на которые поделены все существующие ныне сорта. Он объединяет цветы пестрой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. В XVII веке такая окраска возникала в связи с поражением луковиц вирусом пестролепестности. Больные цветы были самыми красивыми и дорогими. Именно их изображали на картинах художники. Благодаря тому, что эти тюльпаны становились популярным мотивом в голландской живописи, позднее они были объединены в класс, названный именем самого известного местного художника – Рембрандта. Однако вирус, породивший необычный сортовой признак, привел в итоге к вырождению «поврежденных» (broken) тюльпанов, и оригинальные сорта не дошли до наших дней. Современные тюльпаны Рембрандта выведены без вируса – из сортов, демонстрирующих признаки этого класса. Как правило, они одновременно попадают и в другие классы.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.

Совы не то, чему кажутся. И фотографии – тоже


Кликните на изображение, чтобы получше рассмотреть его. Возможно, вы подумаете: «О, очередная тату по мотивам Босха, недавно подобное уже было в ленте Артхива; повторяетесь, друзья!» Но приглядитесь еще внимательнее. На самом деле это не фотография татуированной женской спины, а картина маслом польской художницы Агнешки Ненартович (Agnieszka Nienartowicz).
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Портрет Якоба де Гейна III

«Рембрандт на вынос»


Портрет потомственного художника Якоба де Гейна Третьего попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая часто похищаемая картина в истории.

Картина выполнена маслом на дубовой доске и невелика по размерам – всего 29,9 на 24,9 см. Возможно, именно из-за скромного формата она часто становилась жертвой похищений: только с 1966 года портрет де Гейна воровали четыре раза!

После первого исчезновения картина была найдена на скамейке кладбища в Стрэтхеме, Англия, после второго – ее нашли привязанной к багажнику велосипеда. В третий раз портрет украли 14 августа 1981 года. В розыске она находилась до сентября, когда полисмены задержали такси, в котором, кроме четырех мужчин, находился и «Якоб». Четвертая кража, вполне в голливудском стиле, случилась в 1983. Вор пробил стеклянную крышу, спустился на веревках в зал, снял картину и был таков. Сработала сигнализация, примчались полисмены, но ловить уже было некого. Картина была найдена в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.

Примечательно, что за кражи «Жака де Гейна» никто ни разу не был пойман и наказан.

Сегодня портрет хранится в Далвичской галерее (Лондон), директор которой утверждает, что система охраны настолько совершенна, что проще унести все здание музея, чем эту маленькую картину.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Показать ещё
HELP