Регистрация
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
Интересы
Добавляйте и редактируйте ваши предпочтения
St. John the Baptist in the wilderness

24 июня католическая церковь отмечает торжественный праздник – Рождество Иоанна Крестителя.

У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню? Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода. Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками. Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан St. John in the wilderness
другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса. На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.

Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов. Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами. Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн. Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».

Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов. Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29)
Что такое Апокалипсис? Как он возник? Каковы его истоки? Почему образ тотального краха стал столь вездесущ и даже привлекателен? Что общего между Откровением Иоанна Богослова, картинами Иеронима Босха и зловещей деятельностью Ивана Грозного? Как Апокалипсис проявлял себя в изобразительном искусстве, архитектуре и на политической сцене? Ответам на эти вопросы посвящена книга Валерии Косяковой «Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх. Иван Грозный. Конец света».
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет
Автопортрет
Рембрандт Харменс ван Рейн
1669, 65.4×60.2 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат, лорд Бернард Стюарт
Лорд Джон Стюарт и его брат, лорд Бернард Стюарт
Антонис ван Дейк
1638, 237.5×146.1 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Джеймс Стюарт, 1-й герцог Ричмондский и 4-й герцог Ленноксский, в образе Париса
Джеймс Стюарт, 1-й герцог Ричмондский и 4-й герцог Ленноксский, в образе Париса
Антонис ван Дейк
101.5×81 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Самсон и Далила
Самсон и Далила
Антонис ван Дейк
1630, 146×254 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд
Антонис ван Дейк. Портрет Филиппа де Раэ
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Маркиза Джеронима Спинола
Антонис ван Дейк. Портрет Марии Луизы де Тассис
Антонис ван Дейк. Портрет Мари Русвен, жены художника
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Антонис ван Дейк. Портрет Мари Русвен, жены художника
Портрет Мари Русвен, жены художника
Антонис ван Дейк
1635,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Показать ещё
HELP