Регистрация

Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)

Предложить название
1877 • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем
  • Пушкин у моря

Описание картины «Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)»

«Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку», – так прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин. Правда, следует признать, что такие характеристики были вообще в стиле Репина – он очень восторженно отзывался об окружающих и весьма уничижительно о своих «скромных дарованиях», такой характер. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств действительно дивного моря, однако и к фигуре не будем столь строги, как автор ее.

Пушкин с женой Натали Гончаровой посетил выставку в Академии художеств. Это был сентябрь 1836 года. Прослышавшие об этом ученики побежали в зал, чтобы посмотреть вблизи на поэта. Среди них был и Айвазовский. Инспектор академии Крутов представил его Пушкину как претендента на золотую медаль. Юному Айвазовскому запало в душу то, как ласково поэт его приветил.

Пушкина Айвазовский писал неоднократно. И в целом портреты в его наследии есть, но Айвазовский все же – не портретист, талант его в полную меру проявлялся в изображениях моря и неба. Приглашение Репина в соавторы – решение отличное. Дело в том, что даже когда на картине присутствуют люди, они всегда неизмеримо малы по сравнению с любимой стихией Айвазовского, и речь не только о физическом размере. Искренне восхищаясь «нашим всем», Айвазовский нашел отличный способ не затмить фигуру Пушкина стихией – попросил написать эту фигуру Илью Репина, который был отличным портретистом. В итоге перед нами великолепное море Айвазовского в лучших его проявлениях: бурлящее, живое, неистовое, с прозрачно-изумрудными волнами, с обрушивающейся со скалистого берега водой, море, шум которого слышишь, когда вглядываешься в картину. И яркая, отлично написанная фигура Пушкина. Взгляд поэта направлен вдаль, словно он прислушивается к рокоту волн, волосы развеваются на ветру, в одной руке шляпа, которую ветром почти сворачивает, вторая ладонь поэта опирается на камень. И, по замыслу Айвазовского, он произносит морю прощальные строки:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иван Константинович Айвазовский. Хождение по водам
  • Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
  • Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля
Персонаж
3 работы • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. На рейде
  • Иван Константинович Айвазовский. Морской пейзаж
  • Иван Константинович Айвазовский. Ночной Константинополь
Айвазычёпта
Собирает Максим Цапля
93 работы • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
личности
Собирает Sophia Mitchell
1 работа • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Фрегат под парусом
  • Иван Константинович Айвазовский. Морской вид
  • Иван Константинович Айвазовский. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
Айвазовский Иван Константинович
Собирает Надежда Гуло
45 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Борис Михайлович Кустодиев. А.С. Пушкин на набережной Невы
2
А.С. Пушкин на набережной Невы
Василий Васильевич Матэ. Портрет Александра Сергеевича Пушкина
2
Портрет Александра Сергеевича Пушкина
Юрий Петрович Фастенко. Прекрасны Вы брега Тавриды.
1
Прекрасны Вы брега Тавриды.
Николай Васильевич Гоголь. Александр Пушкин
0
Александр Пушкин
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP