Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше
226
 
Liudmyla Tsarenko
Редактируйте основную информацию
Киев коллекционер, ценитель искусства
6 сообществ0 общих
Школа искусств
129 участников, 2 темы
Диалог
45 участников, 6 тем
Книги об искусстве и шедевры иллюстрации
218 участников, 5 тем
ИЗО и мода
201 участник, 26 тем
Современные художники: посмотрите, что мы нашли!
589 участников, 82 темы
Картины и художники в кино
450 участников, 71 тема
Япония была для Винсента Ван Гога чем-то вроде Атлантиды. Он читал о ней, окружал себя бессчетными изображениями и предметами, напоминавшими о ней, но при этом всегда знал, что не сможет увидеть ее собственными глазами. Винсент нашел единственный возможный для себя выход: одержимо и ненасытно (как и многое, что он делал в жизни), но при этом очень терпеливо художник вырастил в своем воображении собственную маленькую Японию, идеализированный островок безмятежности и простоты. Чтобы увидеть эту воображаемую Японию Ван Гога, следует пристально вглядеться в его картины французского периода.

Утагава Хиросигэ, "Цветущий сливовый сад в Камейдо (фрагмент)", 1857 и Винсент Ван Гог, "Белый сад (фрагмент)", 1888.

Японское изобразительное искусство стало страстным увлечением Винсента в тот период, когда он жил в Париже вместе с Тео. Однако его знакомство с гравюрами, которые он начнет маниакально коллекционировать, состоялось немного раньше. В Голландии на тот момент очень немногие изучали восточное искусство, в отличие от Франции, где оно было на пике моды. Впервые японские гравюры попались Ван Гогу на глаза в Антверпене. В одном из писем брату Винсент пишет: “Моя студия выглядит вполне сносно, в основном потому, что я прикрепил на стену несколько японских гравюр, которые я нахожу очень забавными. Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в саду или на берегу, всадники, цветы, скрюченные колючие ветки”.
Vincent van Gogh. Kingfisher by the water
Kingfisher by the water
August 1887, 19.1×26.6 cm

С приходом в жизнь Винсента японской гравюры он начинает обращаться к новым сюжетам. Если раньше он отдавал предпочтение портретам и городским пейзажам, то теперь на его картинах появляются животные, растения и предметы быта. Центральную часть в его творчестве на все оставшиеся годы жизни займет природа. К примеру, композицию этой маленькой картины с зимородком Винсент подсмотрел в книге с японскими картинами. Горизонт художник оставил за пределами полотна, вместо этого позволив листьям камыша пересекать пространство вертикально от края до края.

Зиму 1887 года Винсент проводит по большей части за маниакальным копированием. Этот процесс состоял из двух частей. Сначала художник чертил на листе бумаги сетку из квадратов и поверх нее перерисовывал изображение с гравюры. Затем такой же сеткой он расчерчивал холст большего размера и по квадратам переносил на него контуры рисунка. А дальше в дело вступали цвета. Ван Гог заполнял плоскости между контурами яркими красками, которые часто наносил на холст прямо из тюбиков. Он окружал пространство такими же яркими рамками, расписывая их иероглифами. Сохранились лишь три подобных копии Винсента (зная о его художественной плодовитости, можно предположить, что он написал не один десяток): “Цветение сливового сада” и “Мост под дождем” по мотивам Утагавы Хиросигэ и “Куртизанка” по мотивам Кэйсая Эйсэна.



В мае 1886 года журнал Paris Illustré выпустил номер, посвященный японскому искусству, обложку которого украсила гравюра Кэйсая Эйсэна “Куртизанка”. Свою героиню Ван Гог поместил на яркий желтый фон, расцветил ее кимоно чистыми, не смешанными цветами, но рамку в этом случае решил украсить не иероглифами, а изображением речного берега. Он расчерчивает пространство почти геометрическим узором из синих горизонтальных и зелено-желтых вертикальных линий. Но здесь Винсент не смог удержаться от небольшой шалости, лингвистической шутки. Художник вписал в окружающий женщину пейзаж журавлей и лягушек. А в Париже того времени слова “grue” (журавль) и “grenoille” (лягушка) были сленговыми обозначениями проституток.

Vincent van Gogh. Courtesan
Courtesan
November 1887, 100.7×60.7 cm

Новая идеология Ван Гога накладывала отпечаток на все его картины, в частности, портреты. Той же зимой он напишет новый портрет Папаши Танги, лишенный глубины и теней, поместив похожего на Будду торговца красками на пестрый фон из японских гравюр. Примерно в это же время он пишет новый портрет Агостины Сегатори. На нем Винсент облачил бывшую возлюбленную в пышный итальянский наряд и окружил рамкой из ярких штрихов, цвета которых перекликаются с узором на юбке героини. Несколькими месяцами позже Ван Гог напишет автопортрет в образе японского монаха.


“Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние - у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии - на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге” (Винсент Ван Гог)


Отправляясь в Арль, Винсент писал брату Тео и Полю Гогену (еще одному ценителю “примитивного” искусства), что едет в Японию. Даже его мечта о коммуне художников была отчасти продиктована этой фантазией. В Арле Ван Гог надеялся создать нечто похожее на сообщество буддийских монахов, живших обособленными группами. Кроме того, на юге Франции Винсент стремился найти покой, “чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты” с восточных гравюр. Всю свою коллекцию он оставил в Париже у Тео, утверждая, что теперь смотрит на мир “японскими глазами”, и гравюры ему больше не нужны.

В Арле Ван Гог ненадолго отвлекся от ярких плоскостей и полностью погрузился в “японскую” весну, рисуя все новые и новые цветущие деревья.
Vincent van Gogh. Flowering pear tree
Flowering pear tree
1888, 73×46 cm


Позже, однако, он снова возвращается к чистым оттенкам и уплощенному изображению (одной из самых “японских” его работ в этом отношении можно назвать первый вариант “Спальни в Арле”). В то же время природа по-прежнему остается своеобразной точкой отсчета в творчестве Винсента, но художественные приемы, которые он использует, меняются. Ван Гог окружает детали плотными контурами темных цветов, занижает линию горизонта или вовсе выносит ее за пределы полотна.
Vincent van Gogh. Bedroom in Arles (first version)
Bedroom in Arles (first version)
October 1888, 72.4×91.3 cm


К сожалению, мечта об “искусстве будущего” оказалась слишком амбициозной для Винсента. После отъезда из Арля он все реже упоминает о Японии в письмах к Тео. Однако в его поздних картинах все так же появляются четкие темные контуры и плоскости ярких цветов. Видимо, взгляд на мир “японскими глазами” остался с художником до конца его дней.
Vincent van Gogh. Pine trees against an orange sky with the setting sun
Pine trees against an orange sky with the setting sun
November 1889, 92×73 cm



Смотрите собрание картин "Японизм в творчестве Ван Гога"
Автор: Евгения Сидельникова
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Liudmyla Tsarenko
подписалась на художника
Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог
Портрет молодой женщины в соломенной шляпе среди пшеницы
Портрет доктора Гаше (вариант)
На пороге вечности
Маргарита Гаше за фортепиано
Добрый самаритянин

Маргарита Степанова
, 11 ноября 2017 20:17 4
Родной для многих, наверное;)
Владимир Осипов
, 10 марта 00:14 0
Мне нравится больше всех, я сам.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили)
Портрет Ильи Зданевича
Мальчик - продавец дров
Девочка с воздушным шаром
Шете помогает князю Барятинскому поймать Шамиля
Мальчик на осле
Мария Авксентьевна Примаченко
Лев
Моя хата жде солдата вже напрала вже наткала и пошила люде, що доділа
Несе Галя воду. А Ваня пошов до броду...
Баран круторогий избився из дороги, да и забиг в садок, де дівки рвали квитки, да вянки плели, на воду пускали на Івана Купала своїх женихов узнавали
Liudmyla Tsarenko
подписалась на художника
Анри Руссо
Анри Руссо
Малакоф
Спящая цыганка
Столетие независимости
Заклинательница змей
Война (Всадница раздора)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Энди Уорхол
Королева Маргрет II
Везувий
Портрет Гертруды Стайн
Нойшванштайн
Мерлин Монро
Питер Блейк
Автопортрет с журналом
Женщина в белом
Лица
Взгляд
Мужской портрет
Liudmyla Tsarenko
подписалась на художника
Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон
Эскиз обнаженного
Эскиз трех голов
Фигуры в движении
Эскиз челоовеческого тела
Пейзаж с фигурами
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Liudmyla Tsarenko
подписалась на художника
Жан Арп
Жан Арп
Сюжет 4
Человеческая масса
Сюжет 2
Слезы
Человеческая концепция
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Liudmyla Tsarenko
подписалась на художника
Рене Магритт
Рене Магритт
Запретный мир
Изнасилование
Память
Легенда веков
Вечернее платье

Alexander Obysov
, 26 ноября 2016 20:51 2
Hello
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Показать ещё