Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
Интересы
Добавляйте и редактируйте ваши предпочтения


Народный художник Республики Молдова, Кавалер Ордена Почета,признанный мастер живописи, Георгий Мунтяну известен далеко за пределами своей страны. Сейчас в Кишиневе, в залах Экспозиционного Центра К.Брынкушь проходит его персональная юбилейная выставка, приуроченная к 80-летию.
Пятьдесят пять творческих лет за плечами живописца – это немало. Художником пройдены целые вехи истории.
Выставочный дебют Георгия Мунтяну состоялся в Севастополе, в 1958 году, когда он обучался на последнем курсе кишиневского Училища живописи им. И.Репина.Молодой юноша, полный жизненных сил, творческого горения и упоенной любовью к живописи, представил лиричные пейзажи и картины-эскизы, запечатлевшие бытовые сценки, передающие важность и значимость повседневных жизненных моментов.
После окончания Училища живописи им. И.Репина он поступает в Киевский художественный институт ( ныне Национальная Академия Искусств), где обучается на факультете монументальной живописи в классе выдающегося художника, талантливого педагога – Татьяны Ниловны Яблонской. 
Тонкие психологические портреты, натюрморты, сельские и городские пейзажи, тематические картины - казалось, нет жанра, в котором мастер не оставил бы свой яркий, заметный след.
Прошедший академическую школу по классу монументальной живописи, художник владеет крепким рисунком, а его богатый арсенал живописных средств: свето-воздушной среды, материальности цвета,значения тона, выверенного композиционного построения жанровых полотен - сохраняется в цельности и гармонии общей живописной поверхности. Сам автор считает, что настоящая живопись не та, которая обыгрывает фактуру ради фактуры, пытаясь создать эффектную иллюзию-игру, но создает реальный, материально ощутимый визуальный эффект. С помощью старой доброй техники, которую коротко обозначают холст/масло, мастерства, которое дает хорошая академическая школа и, конечно, природного таланта.
Сказать, что художник- приверженец реалистического направления, - конечно, верно, если рассматривать реализм как глубинное отражение жизни. Однако реализм, и тем более реализм фотографичный – не догма для мастера.Его реализм многолик, художественный язык разнообразен, а пластическое решение диктуется и задачами, которые ставит художник, и его внутренним состоянием Он не выписывает слезинку на лице или травинку на родном поле. Но живой непосредственный взгляд мальчика притягивает, а пунцовые девичьи щеки говорят о щедром летнем солнце, упоенной радости жизни. Часто реальный мотив служит лишь толчком для создания произведения. В пейзаже «Паника» острые углы, колорит , построенный на сочетании холодных тонов и такие детали, как стайка ворон, кружащих над сухими деревьями, создают особое эмоциональное поле, ощущение тревоги.
В пейзажах, изображающих молдавские кодры, виноградники, холмы, изгибистые русла рек и зеркальную гладь озер, цвет повышенно декоративен, а изображение разворачивается не в глубину, а вверх, помещая дальние планы над ближними.Цветовое чутье позволяет избежать многоцветной пестроты и достичь гармонии.

Художник прочно связан с Родиной, не только с мотивами, природой, но самой душой народа, его вековыми традициями.
Его деревенские жители энергичны, здоровы, жизнелюбивы: будь это сельский пастух, с любопытством и уважением поглядывающий на этюдник приезжего художника или молодая крестьянка с виноградной лозой.Эти люди привыкли ценить труд, любят размеренную сельскую жизнь и простые удовольствия, почитают традицию и веру.Для них осень- не время туманов и листопада, а горячая пора уборки урожая.Но художник видит в их жизни особую поэзию и создает образы, отражающие душу народа, его корни, традиции и незыблемые нравственные ценности.

Живопись Георгия Мунтяну не назовёшь камерной или асоциальной.
Женские портреты, написанные в свойственной живописцу энергичной манере - это глубокие жизненные образы, а не стильные фотомодели. Черты их лиц энергичны и одухотворены. Они обобщены до символа.
В портрете женщины в черном платке, сидящей на фоне иконы и вышитого рушника,-обобщенный образ Матери. Женщины, дающей жизнь и оберегающей ее, несущей спокойствие, добро и мир.Это и скорбь матерей, понесших утрату и призывающих к миру: ведь флаги разные, а слезы материнские одни.
Георгий Мунтяну отнюдь не бытописатель. Многие вещи взывают к размышлению, носят философский характер. Происходящие социальные явления, экономические реформы, неоднозначные процесссы образования волнуют художника не как наблюдателя. Сам мастер, отдавший преподавательской деятельности много лет, с проблемами образования знаком не понаслышке. На полотне в темных напряженных тонах,с ироничным названием «Оптимизация» изображены фигурки детей, идущих в непогоду на учебу в дальнее село. Это не эпоха ликвидации безграмотности, а наши дни. Картина датирована 2013 годом. На дворе – урбанизация идет полным ходом, сверкают стеклянно-пластиковые фасады офисов и банков, бизнес не знает покоя ни днем ни ночью, но вместо света знаний – ослепительный свет неоновых реклам, а в селах одна за другой закрываются школы.Под эгидой модного слова «оптимизация». Старого слова, употребленного в новом значении.И несущего особый иронический смысл в жанровом полотне художника.

Маленькая собака и огромный бык в картине «Переговоры»(«Negocieri») – это не дань анималистическому жанру, а прозрачная аллегория, символ противостояния. Большой бык-агрессор и перед ним - беспомощно лающая собачка... Выйдет ли колоссальная внутренняя сила быка и станет причиной неуправляемой агрессии и стоит ли будить ее бесполезным и звонким собачьим лаем? Символ легко читается, а ассоциация с сегодняшней геополитикой не оставляет сомнений.

Целая сюита городских пейзажей посвящена Кишиневу. Это старая и новая архитектура, соборы и церквушки, новостройки города. Некоторые работы были написаны буквально несколько недель назад.Картины почти безлюдны.Завораживает здание старого железнодорожного вокзала с эффектным ночным освещением фасада. Центральная улица, промытая недавним дождем, наполнена влажными испарениями и свежим воздухом. На мокром асфальте играют световые блики, плывут облака, проясняя небо. Облака играют особую роль в его пейзажах.Легкие, воздушные или темные, предвещающие грозу, они как предостережение,символ быстротечности времени, зыбкой грани между преходящим и вечным.

Георгия Мунтяну не увидишь на модных тусовках, он не склонен публично рассуждать о достоинствах и недостатках своих собратьях-живописцев, вступать в модные дискуссии о приоритетах современного искусства. Художник далек от суеты. И много работает. С упоением и плодотворно. Каждый день. Ведь новый день приносит новые впечатления, события, реальность,которую он отображает мастерски, искренне, пропуская через себя.

 Людмила КУЛИКОВА

через себя.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Алексей Иванович Гладких. Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Алексей Иванович Гладких
2010, 80×100 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.

Возможно вы знакомы

Говорят, когда берешь интервью, нужно захватить пространство. В беседе с художницей Еленой Бидяк, наоборот, пространство зала в Атриуме, где размещены ее работы, захватывает собеседника. Здесь царит особая аура теплоты, добра и благодарности.


Елена, вы часто используете звучный псевдоним Selena Silver. Это побег из действительности, стремление погрузиться в иную, романтическую атмосферу?

- Серебристая Луна, Selena Silver - для меня это особо близкий, созвучный моей душе символ. Луна в звездном небе с ее холодным притягательным светом, лунная дорожка в ночной тьме - это особая связь Луны и земного притяжения. Луна – это ассоциация с Матерью-природой, таинственной и близкой, оберегающей и хрупкой. Вечной.

Что является музой для вашей абстрактной живописи?

-Моя муза – многолика. Это утро зарождающегося дня, который я встречаю с благодарностью и любовью, это закат солнца.Это общение с хорошим и добрым человеком, это звучание музыки или узнавание чего-то нового или желание, которое я пытаюсь материализовать с помощью красок.

Как совмещаете быт и творчество? Ведь вы не только художник, но мать, жена, хозяйка дома.

-Легко! Я думаю, это потому, что у нас в доме в этом плане полное взаимопонимание. Нет разделения «твое-мое». Мы не зацикливаемся по поводу распределения обязанностей. Каждый вносит в домашнее устройство свою лепту. У меня нет мастерской, я работаю дома. Моя маленькая комната - мой храм. Люблю вставать рано, в 5-6 часов утра. Выпиваю чашку кофе и начинаю работать в ночной пижаме. В это время мне никто не мешает, я ни на что не отвлекаюсь.Чувствую неописуемый прилив энергии.

Как близкие относятся к вашему творчеству?

- Я им очень благодарна. За понимание, поддержку. Один поддерживает материально, другой словом, помогает решать организационные вопросы. Все мои домашние: и муж, и дети – мои соавторы.

Были у вас в жизни трудные моменты, препятствия?

-У меня были моменты, когда я находилась буквально на грани жизни. Преодоление трудностей- это настоящее чудо. Несколько лет назад я стала малоподвижной из-за болезни позвоночника. Я не знаю причины. Возможно, это было следствие тяжелого труда, когда я была ребенком. Мы, будучи детьми, часто работали на табачных полях (я родом из Флорештского района, село Ильичевка), грузили на кэруцу ( так в Молдавии называют телегу) тяжелые тюки с табаком.
Уже будучи прикованной к постели, каждый день я начинала с благодарности Богу и своим близким, - это давало мне силы. Как-то ко мне пришла женщина, ребенок которой нуждался в массаже. До этого я 27 лет проработала массажистом, помогла тысячам людей. Она была в шоке, увидев меня в малоподвижном состоянии. Невероятно, но через несколько дней я поднялась. Мною двигало желание помочь ребенку. И я благодарна господу за то, что дал мне жажду жить, преодолевать испытания и духовную силу творить.

Вы пишете стихию воды, цветы, природу. А что для вас человек?

- Я ощущаю человека в единстве с природой. Ведь эмоции подобны буре, сухому ветру, знойному дню, теплому дождю. Есть человек с открытой душой. В его глазах- океан... Другой - закрытый, подобен узкому ручейку, осторожно огибающему камни. В одном – всплеск радости, а другой зажат болью. Каждое чувство, переживание- самоценно как жемчужина.

Какое мнение для вас может быть значительным, заставит прислушаться?

- То мнение, которое будет неожиданным, интересным. Прислушиваюсь к любым суждениям о своих работах. Интересно любое мнение, и каждое из них по-своему обогащает.

-Что удивило вас на днях?

- Я неожиданно у себя на выставке встретила человека, в котором через полчаса общения почувствовала родственную душу. Элла из Москвы, психолог по профессии. Встреча произошла во вторник.Еще в понедельник мы даже не были знакомы, а кажется, что знали друг друга всю жизнь. Разве это не удивительно?

- Как вы относитесь к кризису: в обществе, искусстве и т.д.

- Кризис – это не тупик. Это – выбор. Это толчок к действию. Настал кризис в бизнесе- надо поменять маркетинговый план.Кризис в творчестве - пришло время свежей креативной идеи. Кризис в общении, в семье, во взаимоотношениях с коллегами -– надо перевести их на другой уровень. И никогда не стоит создавать бурю в стакане. Это хороший эффект для съемок фильма, но не для раздувания жизненной ситуации.

-Один близкий мне человек, выпивая по утрам горькую настойку, с легкой улыбкой произносил слова: «Любовь и благодарность». Фраза ласкает слух, и эти слова я часто слышу от вас...

- ... И это не случайно. В словах о благодарности и любви – великая сила. Творчество - от слова творить. Мы созданы по образу и подобию божьему, а значит, в нас есть зернышко творчества. Его нужно с любовью взращивать. Творчество без любви и благодарности – тускло или невозможно.

-Мечтаете?

- В Индии говорят, что человек, живущий без мечты - с бедным воображением. Я – мечтатель. Но не могу сказать, что мои мечты пустые, своего рода «маниловщина». Они подкрепляются духовной энергией. Мечтаю написать еще много картин. Мечтаю создать Центр духовного развития, чтобы оказывать помощь людям. Мечту нужно подкреплять действием. Уверена, любое действие, совершаемое с Любовью и Благодарностью, – во Благо.

Беседовала с Еленой Бидяк Людмила Куликова

44 участника 6 тем
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Иван Константинович Айвазовский. Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Иван Константинович Айвазовский
1848, 123×190 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Иван Константинович Айвазовский. Зимняя сцена в Малороссии
Иван Константинович Айвазовский. Зимний пейзаж
Вячеслав Полежаев
Вячеслав Полежаев
понравилась статья в энциклопедии Примитивизм
С термином «примитивизм» в живописи не все так просто. Во-первых, искусствоведы не всегда сходятся во мнениях, говоря о расшифровке его значения. Помимо этого, все отягощается наличием синонимов, которыми его могут обозначать. Или не синонимов вовсе – смотря какой из точек зрения придерживаться.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP