Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Обновите обложку профиля и отредактируйте данные о себе
Редактируйте основную информацию и ваш статус
Загрузите свою новую фотографию
Обо мне
Архитектор, дизайнер. Окончил архитектурный факультет ЛИСИ в 1981 году.
Отредактируйте информацию о себе прямо на странице
Интересы
Добавляйте и редактируйте ваши предпочтения

Возможно вы знакомы

Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Михаил Беседин. ЮГРА.ВЕЧНОСТЬ
ЮГРА.ВЕЧНОСТЬ
Михаил Беседин
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Кир Дмитриевич Роднин
Посланный
вовремя.
В архиве государственного исторического музея хранятся документы, связанные с
жизнью и деятельностью Кира Дмитриевича Роднина – человека удивительной судьбы, без
которого огромный пласт средневекового искусства Молдовы был бы безвозвратно утерян,
а изобразительное искусство 50-70х не было бы так озвучено и осмыслено. На одной из
фотографий на нас глядит молодой искусствовед, приехавший в Молдавию по распределению.
Взгляд его может передать только одно определение – опаленный войной.
Из воспоминаний Светланы Васильевны Магаевой
«На краю жизни»: «Мы с мамой называли его
Кирочкой, зная, что ему это приятно… На стенах
старого дома Родниных, пахнувшего пирогами
и медом, были развешаны Кирочкины акварели,
а сам Кир Дмитриевич учился в Академии
художеств в Ленинграде. Он был высок и статен,
мягкие темно- каштановые волосы красивой
волной спускались на высокий лоб- это все, что
сохранилось в памяти от его облика…Навещая нас,
Кирочка горько жаловался на судьбу, наперекор
его воле хранившую его от фронта… Он ходил в
военкомат, убеждал, требовал. Наконец военком
не выдержал и уступил. Кир ликовал. Он пришел к
нам проститься, в новенькой длиннополой шинели,
ушанке с бобриковым козырьком и рюкзаком за
спиной… Потом усадил меня на диван, поближе
к пламени буржуйки, взял школьный альбом для
рисования и стал набрасывать мой портрет… для
истории блокады… Я провалилась в очередной
голодный обморок. Когда я очнулась, Кирочки уже
не было. На столе лежала буханка хлеба и кусочек
сахара. Это был его военный паек… После войны
пришло горестное письмо Дмитрия Ивановича:
Кирочка лишился правой руки.»
В интернете можно найти и другие воспоминания
о Роднине. Искусствовед Матус Лившиц пишет
в мемуарах «Мои воспоминания», издание
Arta, Chisinau, 2011 о том, что приехавший в
Молдавию Роднин, был «как говорили любимым
учеником Пунина, но спился, что немудрено
здесь, где… газировку разбавляли вином, а на
базаре- сотни крестьянских подвод с бочками
разнообразнейших вин вплоть до шампанского…».
Эту оценку жизненного пути Роднина можно было
бы оставить на совести Лившица, если бы она не
была написана об авторе монографий, альбомов,
каталогов, исследований о средневековом и
современном молдавском искусстве, об учителе
многих молдавских художников и искусствоведов,
неутомимом собирателе и фактическом создателе
отдела средневекового молдавского искусства в
Государственном художественном музее Молдовы,
спасителе выдающегося памятника искусства
Молдавии- фресок кэушанской церкви, члене
правления Союза художников СССР, заместителе
директора Государственного художественного
музея Молдавии, заслуженном деятеле искусств
Молдавской ССР. Какое уж тут шампанское в
бочках. Одно интересно в этих воспоминаниях
- возможно Кир Роднин действительно был
любимым учеником Пунина, а значит мог быть
знаком и с его женой – великой Анной Ахматовой
и может быть бывал у них в гостях в знаменитом
Фонтанном доме. Спросить, увы, не у кого.
Имя Кира Дмитриевича Роднина не забыто
в Молдове. В 1990 году издается книга с
ранее не опубликованными работами Роднина
«Средневековое Искусство Молдовы» с
предисловием искусствоведа Тудора Ставилэ,
в котором он говорит о творческой биографии
автора. В 2000 году издательство «Editura Arc»
издает книгу «Icoanele vechi din cоlectII ваsarabene».
Авторы - Константин Чобану и Тудор Ставилэ
говорят в ней и о роли Кира Дмитриевича Роднина
в формировании замечательной коллекции
старинных молдавских икон.
Интересную статью « Подвижник, положивший
начало музейной коллекции молдавских икон.»
написал о Роднине искусствовед Дмитрий
Гольцов. О роли Роднина в сохранении
культурного наследия Молдовы, о создании им
отдела средневекового искусства, о спасении
им фресок кэушанской церкви говорят в своих
интервью искусствовед Тудор Брага и научный
сотрудник Национального художественного музея,
искусствовед Полина Гриднева. В 2000 году, в
Государственном художественном музее прошла
выставка копий фресок церкви в Кэушанах. Эти
копии были мастерски выполнены самим Киром
Дмитриевичем в 60 е годы и именно им мы во
многом обязаны тому, что удалось сохранить
тогда и сами оригиналы фресок.
Кир Дмитриевич Роднин родился 2 января 1920
года в Петербурге. Его отец работал в районной
поликлинике. Школьные годы Кира Роднина с 1927
по 1937 прошли в городе Валдай Ленинградской
области. Закончив школу Кир Роднин поступает
в институт живописи, скульптуры и архитектуры
имени И.Е. Репина в г. Ленинграде на факультет
теории и истории искусств.
Сразу после начала войны Кир просится на
фронт, добровольцем вступает в народное
ополчение и защищает родной город до октября
1941 года. В октябре его как студента дипломного
курса отзывают в институт. В феврале 1942
года он вместе с институтом эвакуируется
в Свердловск. Блокадные дни не прошли
бесследно – на три месяца Кир Дмитриевич
попадает в госпиталь с диагнозом- дистрофия.
К учебе Роднин возвращается в сентябре
1945 года, а в 1946 году с отличием
оканчивает институт, получив квалификацию
искусствоведа. Темой его дипломной работы
было творчество Домье. О том, что работа
была написана блестяще и была лучшей на
курсе, рассказывала художнице Элеоноре
Дмитриевне Романеску однокурсница Кира
Дмитриевича.
В поздравительном письме к 30 летию
факультета теории и истории искусств
Роднин с большой теплотой вспоминает
своих педагогов. « Годы учебы на факультете
запомнились на жизнь как время необычайно
интересное, богатое творческим порывом
и дружбой не только студентов, но и
преподавателей… И если сегодня у меня есть
возможность осмысления вопросов искусства и
художественного творчества, то за этим стоят
знания и пример, полученные от старших
товарищей – ученых и наставников. Имена
А.С. Гущина, С.К. Исакова, Н. Н. Пунина, М.
В. Доброклонского, В.Ф. Левинсона-Лессинга,
Н.Д.Флиттнер, Г.Г. Гримма, А.И. Боргмана, С.И.
Ковалева, А.С. Гердстмана и многих других,
навсегда сохраняют для меня живое обаяние
и вызывают чувство признательности и
глубочайшего уважения.» Какое удивительное
собрание талантливейших ученых- целая эпоха
советского искусствоведения.
В 1946 году по направлению комитета по
делам искусств при Совете Министров СССР
Роднин приезжает в Кишинев на должность
старшего научного сотрудника. В 1947 году
он был принят в члены союза художников
Молдавии по секции искусствоведения. Работа
в музее не мешала молодому искусствоведу
преподавать историю искусств учащимся
республиканского художественного училища
имени Репина. Он сумел передать молодым,
в основном, сельским ребятам, впервые
соприкоснувшимся с искусством, не только
серьезный объем знаний, но и настоящую
любовь к искусству, вкус, и ответственность
таланта перед обществом.
Своими воспоминаниями о Роднине делится
в книге « Палитра жизни», Московия, 2007г,
народный художник России, выпускник
кишиневского художественного училища
Михаил Корнеевич Аникеев. «Самим музеем,
который располагался в великолепном, чуть
ли не единственном уцелевшем от бомбежек
здании, руководил настоящий искусствовед,
окончивщий академию художеств в
Ленинграде, Кир Дмитриевич Роднин. С
Киром Дмитриевичем мы подружились и
часто беседовали об искусстве. По своему
положению и уровню знаний в то время он
был для нас чуть ли не божеством. Роднин не
отличался словоохотливостью и свое мнение
чаще всего выражал конкретно, двумя
фразами: «да» или «нет». Кир Дмитриевич
был независимым человеком во всех
отношениях, о таких говорят- неподкупный.
Именно он наводил порядок в местном
Союзе художников… Тогда Григорашенко
подружился с Родниным…Оба были настоящие
мастера и прекрасно дополняли друг –друга.
Под руководством Роднина Леня копировал
Микельанджело…постигал форму и технику.»
Михаил Корнеевич- талантливый художник,
наследие которого насчитывает около 10000
произведений. Есть среди них и работы, на
которых изображен Кир Дмитриевич. Одна
картина так и называется-«Кир Роднин».
Другая- «Баллада», где Роднин предстает в
образе ветерана войны.
Почти сразу после своего приезда в
Молдавию Роднин обратил свое внимание на
неисследованный пласт искусства республики-
средневековое искусство. За время
многочисленных экспедиций он со своими
коллегами собрал в Художественном музее
потрясающую коллекцию молдавских икон и
других произведений церковного искусства.
Экспедиции по республике часто были
поездками на телегах или даже пешком, но
трудности не пугали молодого исследователя,
как не пугало и то, что официальная власть
не приветствовала сохранение всего, что было
связано с религией. В Молдавии закрывались
церкви и монастыри, церковную утварь и
иконы выбрасывали на свалку. Спутниками
Роднина в экспедициях были люди, имена
которых прославили молдавское искусство-
Сергей Чоколов, Леонид Григорашенко,
Геннадий Зыков. Роднин старался привлечь
к реставрации собранной коллекции икон
лучших реставраторов: Элеонору Романеску-
первого молдавского реставратора,
обучавшуюся искусству реставрации в 1955-
1957 годах в Реставрационном центре И.
Грабаря в Москве, Василия Негруце, Аурела
Рошку. Элеонора Дмитриевна вспоминает как
любил Кир Дмитриевич наблюдать за каждым
движением реставратора, открывающего древнюю
живопись, сидя рядом, молчаливо подперев голову рукой.
Во время одной из поездок Кир Роднин посетил Кэушаны.
Он уже знал, о необыкновенных
фресках в кэушанской церкви «Успения Богоматери»,
но не мог ожидать, что в церкви местные
власти разместят склад и цех мокрой сульфитации фруктов.
Началась борьба за спасение
уникальной художественной реликвии
молдавского народа. Роднин проводит научные
исследования, позволившие определить время
создания кэушанской церкви и ее фресок,
изучает и описывает технику росписи,
конструктивные и архитектурные особенности
церкви. Результаты этих исследований были
опубликованы в сборнике «Художественная
жизнь Молдавии», 1971 год, Кишинев, в
статье «Росписи церкви успения в Каушанах.
Проблемы датирования.»
Судьба уникального памятника не интересовала
ни местные, ни республиканские власти. Тогда
Роднин добился разрешения и собственноручно
сделал копии фресок кэушанской церкви и
выставил их на одной из республиканских
выставок. Выставка имела большой успех, но
главным было то, что на вопрос о сохранении
фресок обратили внимание на всесоюзном
уровне.
В Молдавию в 1966 году приезжает с
проверкой писатель, искусствовед Леонид
Волынский-организатор поисков и спасения
шедевров Дрезденской галереи. Результатом
поездки стала статья «Охраняется государством»
в 10 номере журнала «Новый мир» за 1966 год.
В ней говорилось о том, как мало заботятся
в Молдавии и на Украине о сохранении
культурного наследия. В поездке по Молдавии
Леонида Волынского сопровождал Кир Роднин.
«Мне нравился этот человек- его умение
и выслушать и рассказать, растолковать.
Нравилась его ненавязчивая вежливость,
сипловатый негромкий голос, даже то,
как спокойно и ловко управлялся он
беспалой кистью правой руки с авторучкой
и фотоаппаратом. Но все же странной
и непонятной казалась его молчаливая
сдержанность – и в Бутученах и здесь.
Притерпелся? Или попросту остерегается
бесцельных эмоций?» Так пишет о Роднине
Волынский.
Притерпелся ли Роднин? Вероятно нет, иначе
не отдавал бы столько сил спасению народного
наследия. Остерегался бесцельных эмоций?
Возможно, ведь он уже знал сколько сил
требует эта борьба и эмоции тут не помошник.
«Роднин нагибается, поднимает отпавший кусок
штукатурки с росписью, осторожно протирает
пальцем его поверхность; в зернисто-белом
изломе виден еще один промежуточный
пигментированный слой. Возможно, под этими
фресками скрыты и более древние- кто знает. Кир
Дмитриевич хмурится, кладет отпавший кусок на
выступ стены, - кладет так бережно, словно это
единственное тут повреждение и не завтра, так
послезавтра появятся реставраторы.»
Статью Волынского заметили. Руководство
республики было вынуждено заняться
сохранением росписи. Реставрацию доверили
одним из лучших реставраторов СССР- бригаде
под руководством Александра Тимофеевича
Силина из ВЦНИЛКР.Тогда в 70е годы фрески
удалось спасти. В наши дни над ними вновь
нависла реальная угроза. Из-за поднятия
грунтовых вод нарушились условия, необходимые
для сохранения фресок- они отслаиваются и
осыпаются. Несколько лет назад итальянскими
реставраторами были проведены исследования и
определена сумма, необходимая на реставрацию.
Пока что деньги нашли только на то, чтобы
перекрыть крышу новой черепицей.
Роднин является автором многих альбомов,
каталогов художественных выставок,
монографий о молдавском изобразительном
искусстве. «Памятники молдавской архитектуры»
(соавтор, 1962), «Графика Советской
Молдавии»(1963),«Окушко В.Ф.- педагог и
художник» (1964), монографии о художниках А
Шубине и К. Лодзейском (1964), «Изобразительное
искусство Молдавии» (в соавторстве с
А. Зевиной,1965), «Очерки довоенного и
современного искусства МССР» (1967), «Всегда
и везде с нами» (1970), «Прикладное искусство
Молдавии» (1970), «Изобразительное искусство
Молдавии»(1971), «Средневековое искусство
Молдовы (сборник) К. Д.Роднин; Гос. Худож. Музей
ССРМ (1990) - это только часть написанного им.
Кир Дмитриевич Роднин занимался также
общественной деятельностью, был членом
правления Союза художников СССР, членом
выставкома и эксперткома Министерства
Культуры МССР, членом редколлегии агитплаката,
возглавлял народный университет культуры
в Гос ударственном художественном музее
МССР, многие годы был председателем секции
искусствоведения и критики в Союзе художников
МССР, его избирали ответственным секретарем
правления Союза художников Молдавии. Он был
награжден медалями « За трудовую доблесть»
и «За трудовое отличие», многочисленными
грамотами. В 1972 году ему было присвоено
звание Заслуженного деятеля искусств МССР.
Заботясь о сохранении не только культурного,
но и исторического наследия, Роднин не боялся
говорить о том, о чем говорить в то время
было не принято. Так в докладной записке
о результатах поездки в зоны, которые
предстояло затопить в результате строительства
водохранилища Костешты- Стынка, Роднин пишет
о необходимости спасти памятники воинам,
погибшим в 1914-1918 годах в селах Костешты
и Щербака. Мало кто тогда вспоминал о жертвах
Первой мировой войны- империалистической, как
ее тогда называли.
Он умел тонко чувствовать настоящее искусство.
Так он первым, в 1968 году на конференции
о монументальном искусстве художников и
архитекторов Молдавии, рассказал о выдающихся
достоинствах неоконченной еще на то время
монументальной росписи в Кицканах – работы
художников Богдеско и Беляева. Подчеркивая
художественные достоинства этого произведения,
он тут же не смотря на звания, а Богдеско был
уже Народным художником СССР, говорит и об
элементах композиции, которые кажутся ему
решенными недостаточно самобытно. Его похвала
была своеобразным знаком качества. Народный
художник Молдовы Элеонора Романеску до сих
пор помнит как дорого было ей внимание Роднина
к одной из ее работ.
Роднин был принципиален и смел в отношениях
с властью. Так в письме, написанном им
секретарю ЦК Компартии Молдавии Д.С.Гладкову
и председателю Совета Министров Г.Я. Рудь,
он, анализируя состояние изобразительного
искусства Молдавии с 1947 по 1954 год, не боится
писать о том, что «отсутствие финансирования
не дает художникам браться за серьезные
произведения. Они вынуждены искать средства к
существованию». Он пишет о том, что художникам
не выделяют квартиры, не заказывают картины
музеи. Кир Дмитриевич открыто излагал свою
позицию в вопросах искусства, не сглаживал
углы.
Принципиальное отстаивание взглядов в
вопросах искусства способствовало появлению
у Роднина не только единомышленников, но
и противников, которые не пренебрегали
непорядочными способами для сведения
счетов. В 1964 -1965 годах Кир Дмитриевич
по сфабрикованному делу, основанному на
ложных показаниях, девять месяцев провел
в заключении, находясь под следствием. Его
обвиняли в финансовых нарушениях- якобы
Роднин, как эксперт, искусственно завышал
художникам расценки на ольфрейную роспись.
Несмотря на усилия следователей сфабрикованное
дело рассыпалось. Роднина освободили из зала
суда, но здоровье его было подорвано. Трудно без
волнения читать письма оклеветанного человека,
вынужденного в течение почти года мужественно
и аргументировано защищать свое честное имя.
Много теплых слов о Кире Дмитриевиче Роднине
я слышал от людей близко его знавших. Народный
художник Молдовы Георгий Елисеевич Мунтяну,
который с рекомендацией Роднина вступал
в Союз художников, до сих пор помнит его
лекции по истории искусств, которые он читал
характерно покашливая, его удивительное умение
увлечь студентов, а также уникальную память,
позволявшую ему, читавшему без конспекта,
продолжать следующую лекцию с предложения, на
котором закончилась лекция предыдущая. О его
таланте говорить доходчиво о сложных вопросах
искусства, о внимании с которым слушали его
лекции, вспоминает мастер искусства Молдовы,
художница Елена Бонтя. Мне очень жаль, что
я не успел взять интервью у выдающегося
молдавского графика Геннадия Михайловича
Зыкова, у которого даже голос изменился, когда
он услышал от меня о Кире Дмитриевиче. «Вот
человек, которого я словно вижу перед глазами.
Мы столько прошли с ним вместе по дорогам
Молдавии, вот о ком мне хотелось бы рассказать!»
О встречах с Родниным, о его внимании к
молодому искусствоведу, говорит заслуженный
деятель культуры Приднестровья, искусствовед и
педагог Виктор Иванович Радованов. О добром
отношении к молодежи, об энциклопедических
знаниях Роднина- непревзойденного эксперта,
о его замечательных человеческих качествах-
воспитанности, доброте, скромности вспоминает
работавшая с ним в начале 70х искусствовед
Элеонора Сергеевна Сытник. Она помогала ему
тогда в работе, переводила статьи с французского.
«Он всегда так тонко шутил. С ним приятно было
просто молчать. Он не был разговорчивым. Его
отсутствие чувствуется и сегодня.»
Елена Петрик-дочь бывшего директора
художественного музея, замечательного
художника Михаила Петровича Петрика
вспоминает, что отец «очень любил и ценил Кира
Дмитриевича». Теплые слова посвятил Киру
Дмитриевичу Роднину первый председатель
Союза художников Молдавии А.А. Васильев:
«Дорогому Киру Дмитриевичу Роднину!
С постоянным, неизменным и сердечным
уважением, признанием и дружбой. Обнимаю.
Кишинев 7. 10. 69. Ал.Ал. Васильев» Известный
писатель и искусствовед Д.Н.Губерман посвящает
его памяти свою книгу «По Молдавии»- « Памяти
Кира Дмитриевича Роднина, неутомимого
исследователя искусства Молдавии.»
Большой интерес представляет поздравление
Кира Роднина с 50 летием, написанное
народным художником СССР И.Т. Богдеско. Это
уникальный и с художественной и с историко-
искуствоведческой точки зрения документ.
Возвращающегося с работы Кира Дмитриевича
в садике на улице Демократической всегда
поджидал его любимец-кот Матрас. Отсюда они
шли домой вместе. Кир Дмитриевич садился
пить кофе и вполне серьезно разговаривал с
котом. Тот мурчал в ответ.
Дочь Кира Дмитриевич Роднина -Татьяна
продолжила дело своего отца. Известно, что
она работала в отделе Древнего Египта в музее
искусств в Берлине.
Кир Дмитриевич Роднин умер 28 февраля 1975
года. Он похоронен на армянском кладбище в
Кишиневе. Издалека виден его беломраморный
бюст работы скульптора Мирчи Афанасиевича
Спинея. К памятнику до сих пор приносят
живые цветы люди, помнящие Роднина –
человека и ученого.
Михаил Орлов
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Илья Трофимович Богдеско. Письмо
резерв
Письмо
Илья Трофимович Богдеско
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Размышления об искусстве и о творчестве молдавской художницы Елены Бидяк, персональная выставка которой проходит в галерее Atrium. Фальшь в искусстве чувствуется так же, как в жизни, и даже сильнее.Настоящее искусство всегда искренне, правдиво, бесхитростно и честно.Если в работе видна только техника, и глядя на нее, не испытываешь никаких чувств - это трудно назвать искусством.Если возникает малая искорка, даже на подсознательном уровне, значит что-то зацепило, работа удалась, а художник выразил себя. Не каждый решится выставить душу напоказ. А художники это делают. В этом и их сила, и уязвимость. Пиросмани до сих пор трогает. В своих натюрмортах, написанных на трактирной клеенке и…


Галина Силина
, 3 ноября 2014 17:34 0
Полностью присоединяюсь к размышлениям Елены о вдохновении. Могу смотреть неделю на холст . потом написать вот такую поляну в пять слоев.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Скрученное в рулон полотно обнаружили во время ремонтных работ в цокольном этаже центрального павильона ВДНХ. Размер картины - 6,75 на 11 метров. Не исключено, что это самое больше произведение Александра Герасимова . Ранее картина с Иосифом Сталиным в центре композиции считалась утраченной, неизвестно даже ее точное название. «Артхив» предлагает совершить еще одно открытие по случаю: Герасимов…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей.


Бастинда-Гизи де Глемур
, 9 ноября 2014 15:33 0
Уважаемая Лена!
Я не буду говорить об уровне этой статьи в целом, но обратите внимание, что фамилия последнего упомянутого вами автора - Дейнека, а не Дайнека, а на его картине, названной вами "Бегущая девушка", этих девушек три.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.

Возможно вы знакомы

Народный художник Республики Молдова, Кавалер Ордена Почета,признанный мастер живописи, Георгий Мунтяну известен далеко за пределами своей страны. Сейчас в Кишиневе, в залах Экспозиционного Центра К.Брынкушь проходит его персональная юбилейная выставка, приуроченная к 80-летию. Пятьдесят пять творческих лет за плечами живописца – это немало. Художником пройдены целые вехи истории. Выставочный дебют Георгия Мунтяну состоялся в Севастополе, в 1958 году, когда он обучался на последнем курсе кишиневского Училища живописи им. И.Репина.Молодой юноша, полный жизненных сил, творческого горения и упоенной любовью к живописи, представил лиричные пейзажи и картины-эскизы, запечатлевшие бытовые…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Показать ещё
HELP