Sign up
0
 
Tatyana
Moscow, 42 years old
Original   Auto-Translated
Симон Вуэ. Плодовитость и масштаб во всем
Картина Симона Вуэ «Святой Иероним и ангел», написанная в Риме с 1622 по 1625 год. Размеры: Холст, масло, 144.8 x 179.8 см.
Картина находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, США.
С момента написания картина хранилась у римского кардинала Барберини и далее в семье у его наследников. Кто был заказчиком картины, неизвестно. Кардинал мог приобрести ее в любой период времени 17 века уже после написания. Наследники продали ее Samuel Henry Kress. Картина была подарена музею из коллекции Samuel Henry Kressa – американского бизнесмена и коллекционера в 1956 или в 1961 году (1863 по 1955 годы). Он был основателем крупной сети магазинов товаров по 5 и 10 центов и коллекционером. За свою жизнь Кресс собрал одну из самых больших коллекций предметов искусства Итальянского Возрождения и европейского искусства в 20м веке. Между 50ми и 60ми годами 20го века Кресс основал фонд и подарил 776 работ 18ти музеям Соединенных Штатов. Работа Симона Вуэ оказалась в Национальной Галерее Вашингтона.
Годы жизни художника - 9 января 1590, Париж — 30 июня 1649, Париж.
Французский художник Симон Вуэ стоит в одном ряду с такими мастерами, как Николя Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен и Жорж де Ла Тур среди живописцев 17 века. Судьба его популярности была изменчива. Большая часть его работ хранится в Лувре и других крупных музеях мира.
Художник считается классиком французской живописи. Он был очень популярен при жизни и в течение 2х столетий после смерти. Потом был обесценен и забыт, но в начале XXго века cнова приобрел известность на собственной выставке.
Cимон Вуэ - живописец-монументалист, портретист и декоратор. Он писал портреты и картины исторического, религиозного и аллегорического содержания. Среди его работ есть также 2 тканых гобеленных картины, которые хранятся в музее «Гобеленов» во Франции. По словам французского исследователя Карла Вермана, художник творил в переходном для живописи и живописцев XVII веке. В это время происходил переход в объединении живописцев от цехового мастерства к академическому, другими словами, от индивидуального стиля к общему и интернационально безличному».
Симон родился в семье художника Лорана Вуэ и Мари Букийон. Детство мальчика прошло в эпоху религиозных войн между католиками и гугенотами во Франции, когда Париж был неоднократно осаждён. Его отец работал в Лувре, выполнял декоративные работы и участвовал в создании Королевской площади в столице. Сам король Франции Генрих IV (13 декабря 1553 - убит 14 мая 1610), лидер гугенотов и основатель династии Бурбонов был его заказчиком.
Симон учился живописи у своего отца, помогал ему в работе и очень рано овладел мастерством. У него был младший брат, который тоже стал художником. (Симона – Обен Вуэ (Aubin Vouet , 1595-1641).
Симон начал свою карьеру, как портретист. Историки утверждают, что удачное исполнение первых портретов послужило причиной приглашения его в качестве портретиста в Англию. В 1611 году молодой художник стал служить у французского посла в Константинополе барона де Санси. Вместе с бароном Вуэ посетил посольство в Константинополе, где по памяти написал портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
султана Ахмеда I. На художника произвели впечатление восточные костюмы, китайские шелка и индийские ткани. Позже художник активно использовал эти впечатления в своих декоративно-монументальных работах, изображая драпировки и костюмы с особой лёгкостью и воздушностью. Историки употребляют даже такой термин, как «эстетика тканей» Вуэ.
Из Константинополя в ноябре 1612 года художник отправился в Италию, с которой будут связаны следующие пятнадцать лет его жизни и творчества.
Двадцатидвухлетний Симон в начале 1613 года прибыл в Венецию. Изучение итальянской живописи, творчества Тициана, Тинторетто и его любимого художника Веронезе оказало огромное влияние на формирование его стиля.
В 1614 году Симон переезжает в Рим, который считался тогда главным центром европейской художественной жизни. Там Симон попадает под влияние последователей Караваджо (сам художник умер в 1610 году) и художников-академистов из Болоньи. Впрочем, Вуэ поддерживал тесные контакты и с колонией французских художников в Риме, получал он также пенсию и от короля Франции.
Симон быстро становится известен и популярен, несмотря на то, что в столице Италии были свои «кумиры и лидеры», например, Доменикино и Гвидо Рени. Вуэ получает много заказов, причем, среди его покровителей были весьма именитые персоны. Среди них можно назвать кардинала Барберини, выбранного в 1623 году Папой под именем Урбана VIII, аристократический род Дориа, для которых художник работал с 1620 по 1622 год в Генуе, уважаемые семьи Кассиано даль Поццо, Паоло Джордано Орсини и Винченцо Джустиниани.
Вуэ пишет не только портреты, но и религиозные и мифологические сюжеты для церквей и дворцов. Он легко усваивает стиль популярного в Италии барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, в алтарных работах художника появляются сюжетная многочисленность фигур, композиционная и колористическая пышность, богатство одеяний, а также динамичные перспективы, за которые его спустя двести лет будут ругать.
Многие росписи Вуэ находятся в римских церквях Рождества Девы Марии (1618—1620), Сан Франческо а Рипа, в капелле Алалеони церкви Сан Лоренцо и Лукиана (1623—1624) и соборе святого Петра.
Успех и уважение в художественных кругах привели к тому, что в 1624 году Симон Вуэ был избран президентом римской Академии Святого Луки.
(Карл Верман, Германский искусствовед, директор Дрезденской картинной галереи). На этом посту он воспитал многочисленных учеников. Именно он пересадил итальянское искусство XVII столетия во Францию, куда вернулся в 1627 г. как «первый мастер» Людовика XIII, осыпанный почестями и заказами. Имеется ввиду именно Римская школа живописи, а не Венецианская, которую привез в Париж одновременно с приездом Вуэ, в 1627 году, Жан Бланшар. Карл Верман пишет, что многочисленные картины художника, написанные масляными красками, которые хранятся в Лувре, говорят о международном безразличии его стиля. Нечто более прочное Вуэ подарил Франции только в лице своих учеников.
В 1626 году Симон женился. Его избранницей стала юная римлянка Виржиния де Веццо, которая была моделью для его многочисленных Мадонн в религиозных картинах, а позже стала его ученицей и художницей. Из картин Вирджинии да Веццо известно лишь несколько работ, возможно потому, что многие ее работы атрибутируют, как работы мужа, историки тоже пишут, что Симон помогал жене в создании картин.
Современники считали Вирджинию да Веццо талантливой художницей. Кроме того, она была матерью десяти детей Вуэ. В 1638 году во время очередных родов жена художника умерла.
Вернемся на десяток лет назад. В 1627 году через своего посла в Риме король Людовик XIII передал художнику свою волю - видеть его в Париже. В конце этого же года художник с женой вернулся в Париж, где сразу же получил квартиру и мастерскую в Лувре. Людовик XIII и кардинал Ришелье продолжали покровительствовать художнику. В 1630 году Вуэ получает специально созданное для него почетное звание «первого живописца короля», руководит мастерской королевских шпалер и становится любимым официальным художником Франции. Сам Людовик XIII брал у художника уроки рисования и любил смотреть, как он работает. Художник выполняет многочисленные заказы на росписи для церквей, дворцов и частных домов знати, продолжает писать картины самых разных жанров. Вуэ выполнил самые значительные декоративные работы во дворцах Людовика XIII - Лувре, Люксембурге, Сен-Жермен, Рюэй, во дворцах кардинала Ришелье Пале-Рояль и Шато де Мальмезон (1632). Эти росписи и декоративные работы не сохранились, они известны главным образом по гравюрам зятя художника – Мишеля Дориньи и Клода Меллана. Фрагменты этих произведений находятся сейчас в замках Фонтенбло и в Пале Рояль в Париже.
Алтарные картины были написаны Вуэ вместе с его учениками для парижских церквей Сэн-Эсташ (1635) и Сэн-Поль-Сэн-Луи (1640-41).
Историки называют 1634-37 годы – самым плодотворным периодом творчества Вуэ, считая художника основателем художественной школы во Франции, историки называют различные стили, в которых работал Вуэ и его ученики, одним термином «большой стиль» (grande maniére). На протяжении многих лет Симон Вуэ был главным придворным живописцем, но в 1640 году Людовик XIII обязал вернуться из Италии на родину Николя Пуссена, произнеся свою знаменитую фразу: «Ну, теперь Вуэ попался!», на основе которой исследователи творчества обоих художников сделали вывод, что между ними происходила долгая борьба за первенство, причем, везде пишут, что первым «вышел на тропу войны» Вуэ. На самом деле, художник был в дружеских отношениях с Пуссеном, но, с другой стороны, он ничего не предпринимал, чтобы остановить придворные интриги и памфлеты своих поклонников против Пуссена. Впрочем, пребывание в Париже, как считали и современники, «великого и гениального Пуссена» поколебало монополию Вуэ и его главенство в художественной жизни Парижа. Сам Пуссен, не выдержав этих дрязг и выполнив свои заказы, через два года вернулся в Италию.
В 1642 году умер Ришелье, в 1643 - Людовик XIII, которому наследовал его пятилетний сын Людовик XIV, при регентше Анне Австрийской. А Вуэ продолжал получать многочисленные заказы.
Историки пишут, что в поздний период художник был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи, он начал впадать в схематизм, большую часть работы выполняли ученики его мастерской.
В начале 1640-х годов Вуэ вторично женился на молодой вдове Радегонде Беранже, и этот факт, наверное, тоже отвлекал Симона от творчества.
Отмечу, что Вуэ воспитал целое поколение талантливых учеников, через его мастерскую прошли такие известные живописцы, как главный французский «караваджист» Валентин де Булонь (Valentin de Boulogne, 1591-1632), братья Пьер Миньяр Римский (Pierre Mignard, 7 ноября 1612 - 30 мая 1695) и Николя Миньяр (Nicolas Mignard, 1606-1668), Эсташ Ле Сюэр (Eustache Le Sueur, 19 ноября 1617 – 30 апреля 1655), Шарль Альфонс дю Фресне (Charles Alphonse du Fresnoy, 1611 – 16 января 1668), гравер Клод Меллон (Claude Mellan, 23 мая 1598 – 9 марта 1688), Николя Шаперон (Nicolas Chaperon, 19 октября 1612 - 1656) и фламандец Абрахам Виллартс (Abraham Willaerts, 1603 - 18 октября 1669). Самый известный ученик Вуэ – Шарль Лебрен (Charles Le Brun, 24 февраля 1619 - 22 февраля 1690) стал позже главой французской художественной школы при дворе следующего короля Людовика XIV, который оформил Версаль. Художником стал также внук Вуэ Людовик Дориньи (Ludovico Dorigny, 1654-1742).
Симон Вуэ умер в Париже 30 июня 1649 года. По иронии судьбы, как и при рождении художника, Париж был осажден, теперь участниками восстания, которое вошло в историю под названием «парламентская Фронда 1648-1649 годов», в которой оппозиция выступила против парламента страны и министерства, возглавляемого кардиналом Мазарини (1602-1661).
Его достойным преемником стал Лебрен, чье творчество связано уже с другим временем и другим королем. Более, чем кто-либо другой, Симон Вуэ способствовал превращению Парижа эпохи Людовика XIII в художественную столицу Европы. Значительная выставка Вуэ прошла в 1990 (Париж, Гран Пале).
Первая мемориальная выставка художника состоялась в Париже только в ноябре 1990 года, она была посвящена 400-летию со дня рождения Вуэ. Как написали в прессе, выставка вернула Вуэ его славу и подлинное, достойное место в истории мировой живописи.
Работы художника находятся в музеях Рима, Генуи и Мюнхена, четыре произведения хранятся в нашем Эрмитаже, но больше всего картин Вуэ собраны в музеях (например, в Лувре) и дворцах Парижа.
Картина Святой Иероним и ангел написана в характерном для живописи художника тех лет стиле барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
.
Станковая живопись.
Картина традиционно написана масляными красками.
Картина написана в религиозном жанре. В стиле Караваджизма с темным колоритом, характерным для итальянского периода живописи мастера.
Однако, затем Вуэ отходит от этого стиля и начинает подражать модным итальянцам вроде Гвидо Рени и Ланфранко, колорит становится более цветистым, освещение более разбитым, рисунок и композиция, в их искании легкой элегантности, небрежными. Однако и в таких картинах Вуэ встречаются элементы отличной живописи, говорящие против того отрицательного отношения, которое выработалось к мастеру. (С)
Основой сюжета является легенда о Святом Иерониме Блаженном, родившемся в 342 году в н.э. в г. Стридон, Далмации, Римской Империи (нынешняя Хорватия), и умершем в Вифлееме Иудейском, в Византийской империи, в 419 или 420 году, переводчике Ветхого и Нового Заветов, в настоящее время позднее покровителе переводчиков. Иероним Стридонский был одним из четырех латинских (западных) отцов церкви. И в католической, и в православной церкви почитается как святой.
На картине изображены Святой Иероним и ангел. Сюжет картины основывается на легенде ранней христианской эпохи 4-5 веков н.э.
По легенде Иероним был умным и просвещенным человеком. Первую часть своей жизни он провел в Риме, а вторую в Вифлееме Иудейском. Иероним родился в христианской семье, он был сыном христианина Эусебиуса, но сам крестился только в 360 году. У него было 2 брата. Иероним был учеником Элия Доната, известного знатока античной и христианской литературы той эпохи. Живя в Риме, Иероним стал священником и считался одним из образцовых Отцов Церкви, но ему пришлось уехать из-за врагов, которых он нажил себе в Риме. С этого периода он много путешествовал, совершил паломничество к Святой земле.
Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».[источник не указан 1906 дней]
В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Павла, которую он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его перевод Библии — Вульгата — был одиннадцать столетий спустя провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания.
Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).) В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва[3].
Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнегреческого языка) и еврейского текста Ветхого Завета (кроме книг, изначально написанных на арамейском и древнегреческом), и редакция латинской версии Нового завета (лат. Itala или лат. Vetus Latina), получившие впоследствии название Вульгата (лат. Vulgata), а также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus). Сохранилось другое его историческое произведение — «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории, начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.
Обычно он седовласый и бородатый и изображается в трех разных видах. (1) Кающийся грешник, лохматый и полуобнаженный, стоящий на коленях перед распятием в пустыне; держит КАМЕНЬ, которым он может бить себя в грудь, и часто с ЧЕРЕПОМ и ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ. (2) Ученый за работой в своем кабинете, с книгами, пером, чернильницей и т. д. (3) Доктор Церкви, стоящий в полный рост, облаченный в кардинальские одежды и держащий макет церкви. Обычные его атрибуты, которые можно видеть во всех перечисленных типах - кардинальская ШАПКА и ЛЕВ. Его надпись - на книге - "In principio creavit Deus caelum et terram..." [лат. - "В начале сотворил Бог небо и землю..."] (Быт., 1:1) - аллюзия на его перевод Библии.
На картине Симона Вуэ Иероним изображен в кабинете за работой. Вероятно, это сюжет бичевания ангелами. Основой для данного сюжета стала легенда, что его любовь к античной литературе была причиной привидившегося ему сна о том, как он был проклят Богом за то, что предпочитал Цицерона Библии, и как ангелы стегали его в качестве наказания. Этот сюжет традиционен для французской и испанской живописи XVII века и может включать надпись: "Ciceronianus es" [лат. - "Ты цицеронец", то есть язычник. - А.М.].
Также на картине мы видим изображение Библии, (Ветхого или Нового Завета), которые он переводит на латинский язык. На Святом Иерониме мы видим малиновое покрывало. В Риме Иероним был приближен к папе Дамасу I, но кардинальского сана еще не существовало, поэтому художник изобразил это покрывало как кардинальский атрибут героя. Иногда он изображается в кардинальской шапочке. За спиной Иеронима слева выглядывает крылатый ангел с трубой. По легенде в пустыне Иероним часто воображал себе, что слышит трубы, возвещающие страшный суд. Поэтому он изображен с ангелом, в руках которого труба как напоминание.
В левом углу стола, ближнем к зрителю, изображена книга, накрытая сероватым покрывалом, на котором расположен череп. Я предполагаю, что это та самая книга Цицерона, от которой Иероним На переднем плане стола также изображены традиционные песочные часы, перо, чернильница, еще одна книга монокль.
Картина выполнена в темном колорите и темных караваджистских тонах, характерных для итальянской живописи первой половины XVII века.
Основной свет в картине сосредоточен и как бы исходит падает на ангела и через него освещает Иеронима. Цвет крыльев и рубашки ангела совпадает с цветом Библии, над которой работает Иероним. Визуально можно прочертить диагональ. Ангел и Библия также объединены на уровне смысла и важности/божественности. Правый угол картины более темный. Фон выполнен в темно-коричневом цвете. Тело Иеронима нарисовано в теплом колорите в тональности фона.
Персонажи объемные и эмоциональные. Их эмоциональность передана художником в стиле барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
.
Изображение на полотне диагонали от ангела к Иерониму углубляет пространство изображения и делает его объемным.
Фон картины темный. Светлые детали рубашки и покрывала ангела представлены холодными тонами и светлым колоритом.
Художник создает пространство и образы с помощью контраста темного и светлого колорита.
В картине присутствуют как четко выписанные линии, например, лицо и лоб Иеронима, так и живописные местами на полотне, такими как лицо ангела и часть его волос, а также части туник и покрывал, контуры которых мы достраиваем в своем воображении.
Линия восприятия начинается с переднего плана картины. Зритель находится как бы внутри комнаты вместе с героями. Изображение можно воспринимать по диагонали и в виде треугольника.
Детали четко выписаны на переднем плане картины.
Картина наполнена драматизмом сюжета и изображением контрастных красок, а также экспрессией поз героев изображения. Когда смотришь на этот молчаливый диалог между ангелом и Иеронимом, окружающие предметы становятся мостиками к большему пониманию, которые хочется перейти, чтобы проникнуть в смысл написанного и еще больше проникнуться эмоциями, переданными автором картины. Лицо Иеронима наполнено покорностью и тревогой одновременно. Его лицо и взгляд передают глубокий психологизм переживаний человека, еще раз получившего напоминание о смерти, хотя череп всегда присутствует на его изображениях, подчеркивая бренность человеческой жизни и увлечений. В отличие от более поздних работ художника
10. Источники:
Искусствовед Парашутов www.liveinternet.ru
Artwiki –Энциклопедия искусств
Wikipedia.org
www.bibliotekar.ru
www.nga.gov.ru
http://www.symbolarium.ru/
To post comments log in or sign up.
Write comments
Discuss user publications and actions. Add the required photos, videos or sound files to comments.