увійти
опублікувати

Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?

Валентин Александрович Серов • Живопис, 1905, 47.5×41.5 см
$54
Цифрова версія: 3.5 MB
2445 × 1680 px • JPEG
47.5 × 41.5 см • 103 dpi
41.4 × 28.4 см • 150 dpi
20.7 × 14.2 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Історична сцена
Матеріали: Картон
Дата створення: 1905
Розмір: 47.5×41.5 см
Робота в добірках: 24 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?»

9 января 1905 года Валентин Серов стал свидетелем разгона мирной демонстрации царскими войсками. Зрелище было страшное: из окон Академии художеств он видел, как сверкают на солнце шашки всадников, как солдаты вскидывают свои ружья, как снег становится красным от крови. Увиденное изменило Серова: прежде не имевший каких-либо политических взглядов, он больше не мог оставаться в стороне.

Он вышел из состава Академии художеств (президентом которой был великий князь Владимир Александрович, по мнению Серова, виновный в случившейся резне не менее императора). Летом того же года Серов принял деятельное участие в организации сатирического журнала «Жупел».

Прежде чем власти прикрыли журнал, вышло всего три номера. В одном из них и была опубликована картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» - работа настолько же скупая по форме, насколько пронзительная по содержанию.

Раскрывая тему, менее сдержанный художник едва ли сумел бы побороть соблазн плеснуть на картон красным. Но Серов остался верен себе: снег на его картине еще не обагрился кровью. Толпа пока движется единым серым строем, но через несколько секунд она налетит на волнорез кавалерии. Линия «обороны» словно изломана нетерпением – шашки выхвачены из ножен, трепещут конские ноздри, в том, как напряжены спины улан, чувствуется охотничий азарт.

Знатный анималист Серов намеренно исказил галоп находящейся в авангарде лошади – она, толкнувшись всеми четырьмя ногами, летит, не касаясь копытами земли. В этом инфернальном аллюре – мощный подтекст: не царские войска движутся навстречу манифестантам, а всадники Апокалипсиса. Минимумом средств Серову удалось передать движение, неотвратимую стремительность катастрофы. «Кадр» звенит саспенсом, ожидание расправы – страшнее самой расправы.

«То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, – писал художник в письме Илье Репину. – Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу, – зрелище ужасное…Никому и ничем не стереть этого пятна».

К слову, некоторые исследователи полагают, что на этой картине Серов изобразил не события Кровавого воскресенья, а разгон демонстрации в Москве, возле Училища живописи, ваяния и зодчества. Это вполне возможно. Увы, в 1905-м дефицита подобной натуры Серов не испытывал.

Автор: Андрей Зимоглядов
Коментар