Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Трудно поверить,но главной музе и,видимо,единственной возлюбленной Эгона Шиле было всего 23 года,когда она умерла от скарлатины. Да и роман их длился каких-то четыре года — но этот период стал едва ли не самым плодотворным в жизни художника,ненадолго пережившего свою юную нимфу. А разлучила их вовсе не смерть — причиной разрыва стала женитьба Шиле на другой: более социально приемлемой кандидатуре.
Юное дарование
В начале прошлого века профессия натурщицы по престижности и восприятию социумом мало чем отличалась от занятия проституцией. Как правило,позировали художникам женщины из низших социальных слоев,без образования и хорошей родословной. К ним относилась и Вальбурга Нойциль.
Она была незаконнорожденной: девочке исполнилось полгода,когда родители поженились и Валли получила фамилию отца — учителя в провинциальном городишке недалеко от Вены. Когда Йозеф Нойциль умер(предположительно в 1905 году), мать с детьми(у Валли было еще младших три сестры) переехала в Вену. Жили они небогато,часто меняли место жительства,и девушке пришлось самой начать зарабатывать на жизнь: кассиром,продавщицей,демонстратором одежды в магазинах — где только брали.
По одной из версий,в 1911 году Эгона Шиле с Валли познакомил его наставник и покровитель Густав Климт. Та якобы тоже служила у него моделью,а молва приписывала роман между 16-летней натурщицей и почти 50-летним художником. Но этот факт никогда не был подтвержден документально,оставаясь не более чем сплетней.
Эгон Шиле. Густав Климт в синем халате,1913
Поначалу отношения Нойциль и Шиле были профессиональными: художник даже платил девушке за позирование. Но довольно быстро они переросли в бурную связь,отблески которой были слишком горячи для добропорядочных австрийских бюргеров. Когда парочка поселилась в городке Крумау(ныне — Чески-Крумлов на территории Чехии), откуда родом была мать художника,то были вынуждены переехать оттуда уже спустя полгода из-за жалоб соседей на аморальный внебрачный союз. На память о непродолжительном периоде проживания в Крумау остались восхитительные полотна Шиле с живописными видами на открыточные дома.
Пара переехала в город Нойленгбах,но стало только хуже. Здесь Шиле вообще загремел за решетку. По некоторым сведениям,полиция нагрянула в студию художника в поисках сбежавшей из дома девочки,которую Эгон и Валли приютили на ночь. Обнаружив в мастерской довольно вызывающие по тем временам рисунки с обнаженной Нойциль и другими моделями,художнику выдвинули обвинения в распространении непристойных изображений.
Эгон Шиле. Спальня Шиле в Нойленгбахе, 1911
Эгон Шиле. Тюрьма. "Я чувствую себя не наказанным, а очищенным", 1912
Пока шло судебное разбирательство,Шиле три недели провел в тюрьме. В этот период Валли всячески поддерживала его,приносила еду и материалы для рисования. Позже он напишет: «Среди моего ближайшего окружения не нашлось никого,кто что-либо сделал для меня. Кроме Валли,с которой я не так давно был знаком. Но ее поведение было настолько благородным,что я был покорен». В итоге Шиле был осужден за демонстрацию произведений эротического содержания в присутствии несовершеннолетней и отбыл еще три дня наказания сверх тех,что уже провел за решеткой.
Это был не первый и не последний скандал с Шиле,в который оказалась втянутой Валли прямым или косвенным образом. Бурление в среде католической общественности вызвала картина маслом«Кардинал и монахиня» 1912 года. Помимо возмутительного сюжета,публика усмотрела черты самого художника в лице монахини,а у кардинала — ноги Нойциль(такими они выглядели на одной из акварелей,изображавших девушку).
Эгон Шиле. Женщина в сером плаще, стоящая на коленях. 1912
Эгон Шиле. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с поднятым голым плечом. 1912
Иллюстрации выше: картины,из которых«растут ноги» кардинала со скандальной картины,и лицо монахини.
Верой и правдой
Союз с Валли был для художника благодатным и благотворным во многих отношениях. Она была неутомимой моделью и позировала без устали — как соло,так и вместе с другими девушками(к тому же это позволяло присматривать за ними,чтобы те ненароком не соблазнили страстного Шиле). Считается,что именно в период романа с Нойциль он окончательно созрел и утвердился как творец. К этому же времени относят едва ли не все его лучшие и узнаваемые работы.
Зашкаливающая чувственность Валли и полное отсутствие комплексов немало способствовали вдохновению Эгона,он писал ее без устали. Картины запечатлели его особое отношение к модели: изображения проникнуты теплым чувством,которое делает их такими притягательными,проникающими в сознание и моментально обретающим там постоянную прописку.
Эгон Шиле. Обнаженные девушки, 1912
Эгон Шиле. Женщина в нижнем белье и чулках, 1913
Неожиданным для окружения художника стала деловая хватка натурщицы,которую никто не воспринимал всерьез. Оказалось,ей под силу было ведение всех финансовых дел Шиле,общение с клиентами,коллекционерами и владельцами галерей. Она была его доверенным лицом и лично относила заказчикам рисунки эротического содержания,вносила плату за аренду жилья,была одновременно менеджером и экономкой.
Не будучи дамой робкого десятка,Валли оставалась ранимой,и жестокие ремарки соседей или клиентов Шиле касательно ее социального статуса могли легко довести до слез. Артур Рёсслер,друг и покровитель художника,называл Валли«его тенью». А в 1915 году,после получения повестки о призыве на военную службу,Шиле напишет в письме Рёсслеру,что планирует«жениться как можно выгоднее,не на Валли».
Некоторые источники указывают,что с будущей женой художника познакомила чуть ли не сама Валли. Эдит Хармс проживала по соседству с венской мастерской Шиле и происходила родом из не особо зажиточной,но благопристойной семьи с хорошей репутацией.
Эгон Шиле. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
жены художника, 1917
Эгон Шиле. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Эдит Шиле, жены художника, 1915
Судя по портретам,Шиле питал определенные чувства к жене: как минимум привязанность. Это вряд ли был брак по расчету в чистом виде,либо со временем перерос во что-то большее,как это иногда бывает. Но на картинах,посвященных Эдит,нет и малой толики той страсти,которой буквально пропитаны акварели с Нойциль.
Но и расстаться с Валли раз и навсегда Эгон тоже не мог и поэтому повел себя как настоящий чудак. На их последней встрече в кафе Айхенбергер он,не говоря ни слова,протянул возлюбленной письмо,которым уведомлял ее о своей женитьбе на Эдит и предлагал Нойциль каждое лето проводить совместный отпуск только вдвоем,без супруги. Валли не стала принимать это унизительное предложение и удалилась,сохраняя самообладание: без пафоса,истерики и слез.
Девушка из низших слоев общества оказалась гораздо более стойкой,чем кто-либо мог ожидать. Удар в спину от Шиле не сломал ее,напротив — она пошла учиться на медсестру и трудилась в венском военном госпитале. А в конце 1917 года Валли умерла от скарлатины в хорватском городе Синь,куда отправилась в составе миссии Красного Креста.
Источник фото: rupo.ru
По легенде,Шиле,узнав о ее гибели,переименовал картину«Мужчина и девушка», написанную в 1915 году,в «Смерть и девушка». Прообразами героев полотна были сам Эгон и его непревзойденная муза. Может быть,таким образом он сообщал,что считал себя виновным в ее кончине. Ведь останься он с ней,Нойциль не отправилась бы ухаживать за ранеными и,возможно,осталась жива. Но ему самому оставалось жить совсем недолго: всего десять месяцев спустя Эгон и беременная Эдит умерли от испанского гриппа.
Понятное дело: такой сюжет,полный скандалов,интриг,страсти и трагедий,не мог оставить равнодушными писателей и сценаристов. Биография Эгона Шиле и история его отношений с Валли Нойциль легла в основу не одной книги(«Порнограф из Вены» Люиса Крофтса,«Высокомерие» Джоаны Скотт) и далеко не одного фильма — не составит особого труда найти и художественные,и документальные.
Оставила эпатажная парочка след после жизни и в других областях. В городе,где родилась Нойциль — Тоттендорфе — есть площадь,названная ее именем. А портрет Валли,написанный в 1912 году,вообще стал историческим. Ведь благодаря истории со сменой его владельцев представители 44 стран подписали в 1998 году Вашингтонские положения по урегулированию процессов проведения реституций.
Эгон Шиле. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с физалисом, 1912
Эгон Шиле. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Валли, 1912
После многолетней судебной тяжбы эти портреты Эгона и Валли образовали своеобразный диптих в музее Леопольда. Австрийский коллекционер Рудольф Леопольд,будучи страстным поклонником творчества Шиле,собрал наиболее обширную коллекцию картин художника из более чем двух с половиной сотен экспонатов. Было бы очень жаль,если бы эти портреты все-таки удалось разлучить.
Возвращаясь к кинематографу — самый свежий фильм вышел в 2016 году. Австрийский режиссер Дитер Бернер снял биографическую драму«Эгон Шиле: Смерть и дева»(не путать с фильмом«Смерть и девушка» Романа Полански 1994 года с Сигурни Уивер и Беном Кингсли).
Кадр из фильма "Эгон Шиле: Смерть и дева"
Эгон Шиле. Фото: nachrichten.at
Актер Ной Сааведра,сыгравший Шиле,куда более обаятелен и смазлив,чем реальный исторический персонаж. Но он настолько украшает собой картинку,что ему можно это простить.
Эгон Шиле. Женщина в черных чулках, 1913
Кадр из фильма "Эгон Шиле: Смерть и дева"
Фабула киноленты Дитера Бернера сосредоточена не только на романе художника с верной музой,но и на его отношениях с сестрой Герти,которая также позировала для картин,и с экзотической танцовщицей Моа. Но главной движущей силой сюжета все равно остается всепоглощающая страсть,бушующая вокруг Валли и Шиле.