увійти
опублікувати

Большие рыбы поедают малых

Питер Брейгель Старший • Графіка, 1556, 23×29.6 см
$54
Цифрова версія: 1.6 MB
2117 × 1647 px • JPEG
29.6 × 23 см • 182 dpi
35.8 × 27.9 см • 150 dpi
17.9 × 13.9 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Вид мистецтва: Графіка
Сюжет і об'єкти: Жанрова сцена, Анімалізм
Техніка: Гравюра
Матеріали: Мідь, Папір
Дата створення: 1556
Розмір: 23×29.6 см
Регіон: Вена
Місцезнаходження: Галерея Альбертина, Вена
Робота в добірках: 19 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис роботи «Большие рыбы поедают малых»

«Большие рыбы поедают малых» (вариант: «Большая рыба поедает маленьких рыбёшек») – одно из наиболее часто встречающихся изображений в творчестве Питера Брейгеля Старшего и одна из первых многочисленных работ художника, основанных на пословицах.

Это изображение огромной вытащенной на берег рыбы, изо рта которой выпадает множество средних и мелких рыб. Маленькая фигурка в шлеме огромным ножом вспарывает брюхо большой рыбы, откуда вываливается ещё больше морских существ. Земля, воздух и вода, кажется, переполнены странным ассортиментом существующих и фантастических водных гадов.

На переднем плане мужчина указывает на сцену сопровождающему его сыну. Смысл его жеста передаётся надписью ниже, которая в переводе с фламандского гласит: «Смотри! Большая рыба питается мелкой рыбой. Смотри, сын мой, я всегда знал, что большие рыбы поедают малых».

Это – адаптированная форма древнеримской пословицы, которая на гравюре выведена прописными буквами под изображением. Она говорит о бессмысленном мире, в котором сильные инстинктивно и последовательно охотятся на слабых. То, что сын понимает урок, видно из его жеста по отношению к другому человеку в лодке, который извлекает небольшую рыбу из более крупной.

Питер Брейгель Старший считается важнейшим голландским иллюстратором XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, демонстрируют сложный мир, одновременно реальный и воображаемый. Художник размышляет над социальными условиями юмористическим, приземлённым, проницательным и глубоко критическим образом, сосредотачиваясь при этом на трагедии и величии, но в то же время нелепости и хлипкости человеческого существования.

Гравюра была опубликована через 40 лет после начала протестантской Реформации – радикального разрыва с католической церковью, спровоцированного немецким проповедником Мартином Лютером в 1517 году. Его критика была направлена в том числе на явное разложение и идолопоклонство в католических религиозных образах. Одним из практических результатов Реформации стало появление новых жанров искусства, которые не были религиозными по сути, но включали представление сцен из повседневной жизни и культуры. В этом смысле работа «Большие рыбы поедают малых» является особенно ценным примером.

Блестящая визуализация поговорки впервые была задумана Брейгелем как рисунок, подписанный художником и датированный 1556 годом (ныне хранится в венской галерее Альбертина). Однако в левом нижнем углу гравюры стоит не его имя, а Иеронима Босха, который умер в 1516 году. Ответственность за это, очевидно, несёт издатель и коммерсант Иероним Кок, который заказывал Брейгелю рисунки для гравюр. Будучи ловким и предприимчивым дельцом, Кок быстро понял, что картины маслом слишком дороги и доступны немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе каждый. Найдя остроумного и техничного рисовальщика в лице Брейгеля, он поручил ему цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда издатель опускался до запрещённых приёмов, например, подписал гравюру именем очень популярного, но давно покойного Босха, который, естественно, не мог предъявить претензий.
Коментар