увійти
опублікувати
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
arrow-toparrow-down
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше

«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.

Будапештский Музей изящных искусств (Szépművészeti Múzeum) 15 февраля 2015 года закроется на масштабную трехлетнюю реконструкцию. Но прежде он решил временно попрощаться со своими зрителями грандиозной выставкой «Рембрандт и золотой век голландской живописи». Мы не смогли пропустить одно из «топовых» арт-событий этой зимы: вашему вниманию — репортаж из столицы Венгрии.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Признаюсь, поначалу я недооценила событие: получив от музея информацию, только пробежала ее глазами. Поездки в Будапешт в период выставки не предполагалось, и я — любитель голландской живописи 17 века — решила просто не расстраиваться. Однако в начале декабря случился непредвиденный вояж, и я ринулась в музей.

Первое впечатление: выставка большая, больше, чем можно было предположить. Кроме 20 творений величайшего живописца своей эпохи — Рембрандта, — представлено 178 работ почти сотни других художников. Работы собирали по буквально всему миру: лучшие произведения из собрания Музея дополнили более чем 130 картинами из 50 европейских и американских коллекций — как государственных, так и частных. Так свои шедевры предоставили Государственный музей в Амстердаме, Национальный музей в Стокгольме, Лувр, Национальная галерея в Лондоне, Музей Гетти в Лос-Анджелесе, нью-йоркский «Метрополитен», флорентийская «Уффици» и мадридский «Прадо».
Выставка логически разделена на семь разделов. Первый — живописная историческая справка: морские сражения, борьба за независимость, подписание двенадцатилетнего перемирия в 1609 году, приведшие к образованию Голландии. Масштабные композиции известных мастеров меня, если честно, не «зацепили».
А вот где я застряла надолго, так это во второй части, посвященной портретам — богатых мещан, супружеских пар, семей. Конечно, мне было интересно и с точки зрения истории костюма (я в прошлой жизни «одежник»): огромные кружевные воротники, названные «мельничными жерновами», чепцы, ленты, шляпы. Интересные приемы — одежные намеки, — четко «привязывающие» супругов друг к другу. Например, на двух отдельных портретах пожилой четы — одинаковые манжеты, одинаковый меховой шарф…
Но, главное, конечно, не одежда, а лица — просто удивительно реальные! Некоторые холсты покрыты паут



Но, главное, конечно, не одежда, а лица — просто удивительно реальные! Некоторые холсты покрыты паутинкой мелких трещинок, и от этого глаза на портретах кажутся еще более живыми…

В третьей секции — радости жизни как «сливок общества», так и люда победнее. Кстати, среди почти 500



В третьей секции — радости жизни как «сливок общества», так и люда победнее. Кстати, среди почти 5000 художников Золотого века мы знаем только 25 женщин, и работы двух из них тоже прибыли в Будапешт. Вот и решайте, кто был талантливее — Юдит Лейстер с ее жизнерадостными, динамичными полотнами, или ее супруг Ян Моленаер!

Здесь есть и роскошные натюрморты Питера Класа, Виллема Хеда, Абрахама ван Беерена, но меня, честно

Здесь есть и роскошные натюрморты Питера Класа, Виллема Хеда, Абрахама ван Беерена, но меня, честно говоря, люди занимают больше, чем символизм серебряных рыб и налитых соком персиков. Правда, говорят, что именно в эти годы голландцы открыли для себя вкус засоленной рыбы — вот и «задокументировали» кулинарное новшество.

Конечно, среди тем экспозиции важное место занимают библейские темы. Среди вариаций Самсона и Далилы, Юдифи и Олоферна меня ждало потрясающее открытие: «12 летний Иисус в храме» Паулюса Бора. Этот сюжет писали многие художники, но творение Бора совершенно не похоже на другие. Иисус на его полотне — маленькая, даже непропорционально маленькая фигурка сбоку, а центр композиции — ученые мужи. Вернее, один. Он сидит, подперев голову ладонью, слушает отрока Иисуса, а на лице его и доброе изумление, и провидческая грусть — мол, эх, детка… Удивительное произведение, на мой взгляд, одно из лучших среди представленных.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Рекомендовані роботи
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 144
Оригінал
Наталия Припутникова. Олень
  • Реклама
Олень
2024, 60×50×2 см
$251
Оригінал
Андрей Люмес. Літній день
  • Реклама
Літній день
2023, 40×50 см
$105
Оригінал
Райан Валдем. Крутий Міккі
  • Реклама
Крутий Міккі
Лютий 2024, 80×80 см
$545
Оригінал
Роман Анатолійович Зеленцов. Програма передач
  • Реклама
Програма передач
Но где же Рембрандт? Вот он, Рембрандт Харменс ван Рейн — на нескольких автопортретах, начиная с одного из первых, юношеских, 1629 года и до одного из последних, написанного, предположительно, в 1669 году, т. е. в год его смерти. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с собакой — на нем видно, что гигант голландской живописи невысок и этого не скрывает. Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
1640 года — наверное, самый знаменитый, тот, на котором художник изобразил себя во цвете славы, но с меланхолией в глазах.

«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Вообще, он написал 60 автопортретов, больше, чем кто-либо другой. По этому поводу кто-то из венгерских искусствоведов с юмором заметил, что никто не делал «селфи» лучше Рембрандта.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Конечно, на выставке — не только автопортреты, но и первая известная картина «Продавец очков», знаменитая «Девушка у окна» (или «Кухарка»), и великолепная, монументальная «Минерва». Эта картина, кстати, прибывшая из «Метрополитен», некогда была собственностью известного венгерского коллекционера Марселя Немеша. Всего 20 полотен — роскошная, драгоценная, но в целом сдержанная, не очень жизнерадостная экспозиция: таким уж был мир Мастера.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Честно говоря, мне не очень близка сумрачная колористика Рембрандта. Я искала еще одно имя. И только произнесла про себя «ну где же Вермеер», как, обернувшись к противоположной стене, увидела знаменитого «Астронома»!
И рядом — «Географа», пожалуй, чуть менее известное, но тоже наполненное солнечным светом и красками



И рядом — «Географа», пожалуй, чуть менее известное, но тоже наполненное солнечным светом и красками полотно.

А в соседнем зале — и вовсе восторг: «Аллегория католической веры», сотканная из оттенков синего и коричневого, фигур и теней, реальности и символизма. Если учесть, что в мире известно всего 38 картин Яна Вермеера Дельфтского, то три шедевра на одной выставке — это весьма немало. Не говоря уже о том, что в Венгрии работы мастера не выставлялись никогда.
Что еще? Пейзажи. Городские сценки, глядя на которые понимаешь, что с 17 века люди совсем не изменились. В конце — пронзительный, фотореалистичный trompe l’Oeil «Мужчина в окне» кисти одного из учеников Рембрандта, Самюэля ван Хоогстратена. Очень символично: 17 и 21 век «глаза в глаза», что отлично помогает веку 21 спуститься с небес.

Светлана Кабыш
Рекомендовані виставки та покази
«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.
Справка Артхива: Будапештскому Музею изящных искусств на реконструкцию пора давно: история главного музея Венгрии началась еще 1 декабря 1906 года, когда австрийский император Франц Иосиф и король Венгрии открыли на площади Героев его нынешнее монументальное здание — «Дворец Шикеданца». Ну, а история поселившейся в нем художественной коллекции старше, по крайней мере, на век: венгерское дворянство и духовенство передало музею свои сокровища, собранные к 18−19 столетию. Самым значительным было собрание семьи Эстерхази: среди рисунков и живописных полотен были творения Леонардо, Рафаэля, Тьеполо, Мурильо, Гойи, Рембрандта, сотни полотен других голландских художников.