Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
В киевском PinchukArtCentre открылась выставка номинантов на самую крупную в Восточной Европе премию молодых художников Future Generation Art Prize 2014. Имя счастливчика,выигравшего Гран-при,станет известно 6 декабря 2014 г. Выставка«патронов» — великих и ужасных Херста,Гурски,Мураками, — предваряет конкурсную«коллективку». Мы прогулялись по выставкам и делимся впечатлениями — смешанные чувства,знаете ли…
Никита Кадан. «Запомнить момент,когда сказание было прервано», 2014
Если судить по очереди в PinchukArtCentre(в народе ласково — «ПАЦ»), через год после Майдана в Украине победило… искусство. Уличная«черга» ко входу во всемирно известный арт-центр змеится,начинаясь чуть не от центрального входа на Бессарабский рынок. Своего часа попасть внутрь,несмотря на прохладу осени,бок о бок со студиозами и тинейджерами ждут люди средних лет,и группками — иностранцы. Ажиотаж в рядах зрителей объясняется не только желанием абстрагироваться от событий в стране. Хотя и не без этого,конечно же. «Молодое» искусство со всего мира(согласно регламенту,на Future Generation Art Prize 2014 могут претендовать художники возрастом до 35 лет) — это,как ни крути,все«новые стили и веяния», собранные со всей планеты на одной-единственной демонстрационной площадке. Вот публика и спешит увидеть,чем,по идее,будет жить контемпорари арт в течение следующих«-надцати» лет.
«…самая крупная(по деньгам) в мире,и уж тем более,в Восточной Европе,арт-премия для „молодежи“ превратилась в некий „гламурный смотр искусства стран третьего мира“»
Розелла Бискотти. «Мертвые меньшины», 2014
Джеймс Брайдл. «Радужный самолет 002», 2014
Аслан Гайсумов. «Проспект Победы», 2014
Денежный эквивалент приза в сумме $100 000($60 000 кэшем и $40 000 в виде гранта на создание новых произведений), плюс имена патронов премии,в мастерских которых финалисты — обладатели«утешительных» спецпризов по $20 000,и освоят честно заработанные гранты, — служат лучшей гарантией качества представленных 20 проектов.(Плюс проект«Опыты» прошлогоднего победителя,киевлянки Жанны Кадыровой,на фото).
Выставка«патронов» — великих и ужасных Херста(на фото — «История боли», 1999), Гурски,Мураками, — предваряет конкурсную«коллективку».
Дэмиен Хёрст. «И все они - творения Бога» (2005-2006)
Такаши Мураками. «Мисс Ko2 – медсестра», 2004
Увы,как можно убедиться,попав,наконец,в «святая святых» — внутрь здания арт-центра, — ни большие деньги,ни громкие имена патронов и членов жури не гарантируют главного: настоящего новаторства«арта». Или хотя бы его злободневной актуальности.
Объект Келли Спунер. «Проклятые доказательства незаконного поведения,которые кажутся невыносимой печалью,в любом случае закончатся …», 2014
Членами международного жюри премии в этом году стали художник Ян Фабр,чья персоналка только-только завершилась в ПАЦе,легендарный куратор Франческо Бонами,не менее известные арт-директор documenta 14 поляк Адам Шимчак,директор Ullens Center for Contemporary Art в Пекине Филипп Тинари,директор Centre for Contemporary Art в Лагосе,Нигерия,Биси Сильва и другие,не менее уважаемые культуртрегеры. Что ж,их общими усилиями самая крупная(по деньгам) в мире,и уж тем более,в Восточной Европе,арт-премия для«молодежи» и превратилась в некий«гламурный смотр искусства стран третьего мира».
Работа Цзя Айли. «Доброго утра,мир!», 2011
От аналогий совсем уж с карго-культом спасает показательное наличие в числе номинантов пары-тройки художников родом из США,Британии и Канады. Для справки: в этом году на конкурс в ПАЦ было прислано свыше 5500 заявок из 148 стран мира. В шорт-лист вошли имена конкурсантов из 17-ти,в числе которых — Перу,Чили,Мексика,Чечня(Россия), Колумбия,Израиль,Китай. А также Куба,Ангола,Зимбабве и регион Персидского залива.
В то время,как мир никак не выйдет из экономической рецессии,плюс милитаристические реалии вкупе с вирусом Эбола — на киевской Бессарабке мировое«контемпорари» демонстрирует полнейшую благодать. Единственная проблема,которая хоть как-то волнует то ли самих художников,то ли жюри(но,скорее,отбиравшее проекты-победители сообщество просто осторожничало) — это,судя по всему,гомофобия. Но и та — во времена Конкисты.
Этой теме посвящены работы живущего в Нью-Йорке колумбийца Карлоса Мотты; в свои 35 лет художник выставляется в Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Настио Москито. «Позволь мне чмокнуть тебя в попку, а я разрешу тебе чмокнуть мою!», 2014
Реверансом в сторону«социалки» в экспозиции можно назвать разве что небезынтересную — но,увы,национальную настолько,что это уже практически«почвенничество», — инсталляцию перуанки Химены Гарридо-Лекки«Destilaciones». В свои 34 она выставлялась у Саатчи,на Frieze Art Fair и т. д.
Соединяя с помощью металлических труб глиняные горшки,Гарридо-Лекка описывает историю одной из перуанских деревень,славящихся своим гончарством. Здесь какое-то время назад нашли нефть — но жизни аборигенов это совершенно не улучшило.
Точку в теме общественных отношений,а также борьбы за свои права и всего подобного«протстного» в ПАЦе ставит инсталляция 28-летнего кубинца Адриана Мелиса. Впрочем,живет он в Барселоне. «Сила рабочего класса» представляет собой,практически,вечный двигатель. Без перерыва выдувающий… мыльные пузыри. Что же, — тот факт,что большинство современных художников совсем не фанаты голодания во имя искусства(и поэтому выполнят любой социальный заказ), мы знали и раньше.
Правда,в приличных домах откровенность даже сегодня не путают с бестыдством: это,считается дурным тоном. Может,никто из экспертов Future Art Prize просто никогда не читал гофмановского«Кота Мурра», раз из пяти с половиной тисяч конкурсных заявок выбрали именно мелисовскую,апофеозно-филистерскую?..
Самыми броскими работами конкурса Future Generation Art Prize 2014 можно назвать инсталляции 27-летнего Хе Сяньюя(КНР) «Зубы мудрости» и «Башня мудрости», а также группы GCC(регион Персидского залива) «Экзосфера». Первые выполнены из человеческих зубов — и их слепков из чистого золота. Дорого. Солидно. Со множеством всем известных культурных ассоциаций — и с кучей бдительной охраны.
Создав модель пространства,которая одновременно напоминает уголок салона дорогущего личного самолета и спа-салона для селебритиз,восьмерка географически близких к Шейхе Латифе художников мягко«критикует» самые что ни на есть современные мифы. А проще говоря — страсть арабских шейхов к показной роскоши. Попутно только подкрепляя их.
Впрочем,поахав что над золотом,что над кожистым аэросалоном восточных богатеев,куда больше энтузиазма посетители арт-центра проявляют при виде«Лабиринта» американки Эллисон Виеры.(В PinchukArtCentre лабиринты,в которых можно побродить,давно стали чуть не обязательной частью любой экспозиции).
…И затем выстраиваются в хохочущую очередь под стенами интерактивной инсталляции-шкафа«Mainsqueeze(Вертикальный кокпит)» канадца Джона Рафмана. Подслушивать,как веселятся и что говорят уже отстоявшие свое в загадочном шкафу. А вот другой объект того же автора: «Я наедине,но не в одиночестве(Шифр)». Разгадали?
Искусство фонтанировать: Пилар Кинтерос. «Фонтан дружбы народов», 2014
…И автор работы — в процессе
Маурицио Лимон. «Механика,пульс и ритм социальной скульптуры», 2014
Если верить увиденному,в качестве«молодого» современного искусства в PinchukArtCentre,контемпорари арт сегодня и правда умер. Превратился в глупость или же просто в милое развлечение для солидных господ. Но… если бы очереди в ПАЦ не было,ее обязательно надо было бы придумать. Чтобы те,кто действительно хочет отвлечься,смогли это сделать. А мы,оставшиеся,будем ждать скорого рождения действительно актуального искусства. Оно будет без компромиссов. Хотя,скорее всего,поначалу — и без больших денег.