Караваджо и Бернини сводит в одном пространстве Музей истории искусств в Вене
Экстравагантный визуальный спектакль готовится представить в своих стенах Музей истории искусств в Вене. В середине октября он откроет выставку
, в центре которой будут находиться два титана искусства XVII века — живописец
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571−1610) и скульптор
Джованни Лоренцо Бернини (1598−1680). Эти два революционных творца впервые сойдутся в одном показе. Оба художника по-новому воспринимали и передавали
, правдоподобность и пафос сильных эмоций.
«Драматические человеческие эмоции в стиле барокко» кураторы готовятся продемонстрировать с помощью свыше семидесяти шедевров римской живописи и скульптуры. Это будет первая в истории крупная выставка Караваджо и Бернини в Австрии.
Музей истории искусств в Вене хранит самую крупную и важную за пределами Италии коллекцию работ Караваджо и его последователей. Однако он ни разу не устраивал большой показ, демонстрирующий художника и его эпоху.
Работы Джованни Лоренцо Бернини — скульптора, рождённого поколением позже — чьи произведения оказали большое влияние на австрийское искусство , также редко демонстрировались в этой стране.
Караваджо, «Иоанн Креститель» (ок. 1602). Капитолийский музей, Рим
Выставка исследует феномен раннего барокко и представляет революционное искусство, возникшее в Риме в первой половине XVII века. Караваджо и Бернини были выдающимися художниками Вечного города, чьи новаторские идеи и нестандартный образ жизни неизменно вызывали сенсацию.
Показ раскрывает роль Рима в художественной революции 1600 — 1650 годов, которая сильно повлияла на остальную часть Европы. В течение этих десятилетий город был магнитом для многочисленных талантливых художников из Флоренции, Неаполя и Ломбардии, а также из Франции, Германии, Фландрии и Низких стран. Все они экспериментировали с новыми темами и композициями. Их произведения наполнены драматизмом и страстью, неожиданными или сильными эмоциями, движением — и характеризуются оригинальным использованием цвета.
Экспансивные жесты, выразительные черты и действия главных героев картин раскрывают и демонстрируют сильные чувства. Художники обратились к эмоциям своей аудитории. Пять десятилетий между 1600-м и 1650 годами ознаменовали рождение горячо эмоционального искусства, не только в живописи и скульптуре, но также в поэзии, литературе, музыке и театре. Внезапный шок в «Мальчике, укушенном ящерицей» Караваджо документально подтверждает увлечение сильными страстями в тот период.
Ещё одна особенность эпохи раннего барокко — растущая готовность художников сотрудничать друг с другом, о чём свидетельствует рождение академий и многочисленные дружеские отношения между творцами. Мастера сотрудничали в оформлении сложных, дорогостоящих семейных часовен и больших галерей, где различные материалы блестяще дополняли друг друга, взаимно усиливая эффект и выразительную силу. Иногда картины и скульптуры сплетаются настолько, что становится трудно их разделить (и это ещё одна особенность искусства барокко): скульптуры, демонстрируют качества живописных полотен, а те, в свою очередь, создают иллюзию архитектуры и скульптуры. Сопоставляя живопись и скульптуру, кураторы Музея истории искусств надеются предложить новый взгляд на искусство, созданное в Риме в начале XVII века.
Джованни Лоренцо Бернини, «Экстаз Святой Терезы. Модель для скульптуры» (1640). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джованни Лоренцо Бернини, бюст кардинала Ришелье (1641). Лувр, Париж
За пределами Италии ещё никогда не проходили выставки с таким широким выбором важных шедевров того периода. Перед посетителями развернётся калейдоскоп шедевров не только Караваджо и Бернини
, но и таких художников
, как
Артемизия Джентилески,
Аннибале Карраччи,
Никола Пуссен,
Гвидо Рени и
Пьетро да Кортона, а также скульпторов
, в том числе Франческо Моти
, Джулиано Финелли
, Алессандро Альгарди и
Франсуа Дюкенуа. Работы прибудут из ведущих мировых институтов — Рейксмузеума
, Метрополитен-музея
, Галереи Уффици
, питерского Эрмитажа
, музея Гетти
, Пинакотеки Ватикана и других — а также из частных собраний.
Картины Караваджо из коллекции самого музея будут дополнены такими ключевыми работами, как «Нарцисс», «Мальчик, укушенный ящерицей», будет показан знаменитый «Иоанн Креститель» и «Портрет мальтийского рыцаря Антонио Мартелли». Из произведений Бернини в Вене представят «Медузу», модель «Слона с обелиском», бюст кардинала Ришелье, статую святого Себастьяна и модель для скульптуры «Святая Тереза в экстазе».
Впервые публике будут продемонстрированы четыре маленькие бронзовые головы. Они изначально предназначались для украшения кареты скульптора и до сих пор остаются в коллекции его наследников. Среди других ярких моментов — «Избиение младенцев» Гвидо Рени и открытая лишь в 2011 году «Мария Магдалина» Артемизии Джентилески, единственной женщины, которая зарекомендовала себя одним из ведущих итальянских мастеров живописи начала XVII века. Картина, находящаяся в частном собрании, также впервые будет представлена зрителям.
Выставка
«Караваджо и Бернини» откроется в венском Музее истории искусств 15 октября 2019 года и будет работать до 19 января 2020-го. Затем она переедет в амстердамский Рейксмузеум
, где её можно будет посетить с 14 февраля по 7 июня.
Стоит напомнить
, что попасть на показ в венском музее можно будет только по билетам
, предварительно забронированным на определённый временной промежуток. Войти на выставку вы сможете только во время
, указанное на билете, — но оставаться в галереях позволено сколь угодно долго.
По материалам официального сайта Музея истории искусств в Вене