Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорины Штеттхаймер(1871−1944). Это имя — настоящее открытие для ценителей искусства,а биография художницы достойна экранизации. Влияние модерна и ар-деко — лишь штрихи к портрету той,чей кукольный домик помогали оформлять Марсель Дюшан,Джордж Беллоуз и Александр Архипенко. На выставке«Флорина Штеттхаймер: рисуя поэзию» - более 50 картин и рисунков,а также костюмы и театральные проекты,фотографии и видеоинсталляции.
Выставка представляет работы Флорины Штеттхаймер в контексте социальной и интеллектуальной среды Нью-Йорка начала двадцатого века. Зритель сможет исследовать уникальный художественный стиль Штеттхаймер и ее роль во взаимосвязях творческих объединений Нью-Йорка.
Декоративный и образный стиль работ художницы,работавшей под влиянием модерна и арт-деко,критики называют«женственным», рассматривая его как своеобразную альтернативу более графичной модернистской живописи. Мы находим в ее работах и отзвуки творчества Джорджии О’Киф,с которой дружила художница,вспоминаем Ренуара,Сарджента,Эрте,Шагала… Может,как художница Штеттхаймер и не слишком оригинальна,однако ее разнообразным работам присуще особое очарование,которое ярче проявляется на фоне ее биографии. Жизнь как перформанс… Так говорят сегодня.
Художница родилась в богатой еврейско-немецкой семье в Рочестере(штат Нью-Йорк), однако начальную школу окончила в Германии. После развода родителей Флорина вместе с двумя сестрами осталась жить с матерью,еще двое детей к тому времени создали свои семьи и жили отдельно. Отец семейства,банкир Йозеф Штеттхаймер,оставил своей бывшей жене Росетте приличное состояние,которое давало ей возможность не думать о деньгах и вести эпикурейский образ жизни. Сестры в подростковом и юношеском возрасте получили хорошее воспитание,у них были гувернантки и репетиторы,девушки посещали художественные музеи и театры во всех европейских столицах.
Флорина,и Этти(Генриетта) решили получить гуманитарное образование,а их старшая сестра,Кэрри,посвятила себя ведению домашнего хозяйства,опекая мать и сестер.
Привязанность к матери и женское воспитание стали причиной того,что все три сестры решили никогда не вступать в брак. Их сплоченный«семейный матриархат» проповедовал жизнь,основанную на удовольствиях,и душевную невозмутимость.
«Иногда Штеттхаймер представляют как несерьезную женщину-художника со склонностью к причудам», — отмечает Стивен Браун,помощник куратора фонда семьи Нойбауэр(Еврейский музей). «Эта точка зрения опровергается ее мощным видением портрета и ее проницательной адаптацией европейских авангардных идей,прежде всего символизма,к уникальным американским образам».
На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка. Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Решив стать художницей,Флорина Штеттхаймер начала свое образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Ее педагогами были Кеньон Кокс(Kenyon Cox), типичный представитель академической живописи,а также Роберт Генри(Robert Henri), противник академического искусства и один из основоположников«Школы мусорных вёдер»(Ashcan School). Продолжая обучение в Европе,Штеттхаймер попала под влияние художников-символистов,а также влюбилась в русский балет.
На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка. Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Первая мировая война вынудила семейство Штеттхаймер вернуться из Германии в Нью-Йорк,и это стало поворотной точкой в творчестве Флорины. Ее первая персональная выставка прошла в Нью-Йорке в 1916 году,в Галерее Кнодлер & Компания(Knoedler & Company). Из 12 представленных картин не была продана ни одна,и больше Штеттхаймер персональных выставок при жизни не устраивала.
Флорина Штаттхаймер. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
моей матери. 1925
Флорина Штаттхаймер. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
моей тети Каролины Вальтер Ньюстадтер. 1928
Сестры и их мать разработали свой план презентации картин Флорины: вечеринки!
Годом ранее они открыли на Манхэттене собственный салон,который был создан«для модернистов,современных литераторов и полиглотов Нью-Йорка,а также европейских экспатриантов». Салон семейства Штеттхаймер привлек многих ведущих фанатов художественного авангарда,в том числе близкого друга Флорины — Марселя Дюшана, а также Альфреда Штиглица,Карла ван Вехтена,Джорджию О’Кифф, Эли Надельмана,Гастона Лашеза и многих других.
О том,что Флорина Штеттхаймер пишет стихи,знали лишь несколько ее друзей,и,конечно же,семья. Любопытная,забавная,праздничная,всегда острая,поэзия Флорины затрагивает такие темы,как симпатии и антипатии,природа и еда,люди и их настроения. Многие стихи посвящены,например,Марселю Дюшану,которого Флорина ласково именует«Дуче», или Гертруде Стайн,которая была для нее«Герти». Семь стихотворений художницы поместили на стенах галереи,дополнив экспозицию картин и рисунков. Отметим,что после смерти художницы ее сестра Этти собрала стихи Флорины и издала книгу«Кристальные цветы» скромным тиражом в 250 экземпляров. В 2010 году книга была переиздана и дополнена материалами о художнице.
Флорина Штеттхаймер в саду Брайант-парка на Манхэттене. 1917−1920 гг. Фото из коллекции Колумбийского университета
Флорина Штеттхаймер. Весенняя распродажа в Bendel’s. 1921
На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка.
Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Театр и балет также много значили для Флорины Штеттхаймер. Летом 1912 года,в Париже,она присутствовала на представлении балета Клода Дебюсси«Послеполуденный отдых фавна» в постановке«Русских балетов». Художницу,которой было на тот момент 40 лет,это вдохновило на создание своего собственного балета. С осени 1912 года по 1916 год она задумала либретто и рисовала,рисовала,рисовала эскизы костюмов к своей постановке«Орфей четырех искусств». На выставке представлены многие из эскизов,макетов и скульптур к балету,который так и не увидел свет. Либретто балета было опубликовано в 2010 году в переизданной книге стихов Штеттхаймер«Кристальные цветы».
На выставке также представлены более дюжины костюмов и декорации Флорины Штеттхаймер для новаторской оперы Вирджила Томсона(музыка) и Гертруды Стайн(либретто) «Четверо святых в трех действиях»(1934)(на фото выше). Вместо того,чтобы рисовать эскизы,художница создавала оформление«в трех измерениях», используя фигурки ручной работы и миниатюрные макеты сцены. Оперу поставили на Бродвее; Штеттхаймер использовала для нее множество необычных материалов,в том числе целлофан,перья,блестки и кораллы. В экспозиции представлены редкие кадры,снятые известным авангардистским арт-дилером Жюльеном Леви на генеральной репетиции оперы в 1934 году.
Сцена из I акта оперы композитора В. Томсона«Четверо святых в трёх действиях». Сценография и костюмы Флорины Штеттхаймер. Фото из коллекции Колумбийского университета(не представлено на выставке).
Несмотря на то,что этого экспоната нет на нью-йоркской выставке,хотелось бы упомянуть об еще одной художественной ценности семьи Штаттхаймер,а именно — о кукольном домике. Идея создания двухэтажного,с двенадцатью комнатами и служебными помещениями кукольного дома,принадлежит старшей сестре Флорины — Кэрри,которая изначально в семье взяла на себя обязанности домохозяйки,обеспечивая быт и уют для матери и сестер.
Куратор выставки Джон Нобль устанавливает фигурки кукол в Кукольном доме Штеттхаймер. 1970-е гг. Музей города Нью-Йорка.
В 1916 году,во время летних каникул в северной части штата Нью-Йорк,сестры вместе с другими отдыхающими приняли участие в благотворительной ярмарке по сбору средств в пользу местных детей,пострадавших от эпидемии полиомиелита. Кэрри вместе с Флориной и Этти из деревянных ящиков,взятых у местного бакалейщика,создали кукольный домик,оформив его мебелью из найденных деталей и созданных специально объектов интерьера. Когда семья вернулась домой,в Нью-Йорк,Кэрри решила создать свой собственный кукольный дом,в котором«должна жить» явно какая-то аристократическая семья.
Кукольный дом Штеттхаймер
Домик создавался с 1916 по 1935 год. Флорина создала фасад здания,делала варианты эскизов дизайна помещений и взяла на себя оформление комнат«произведениями искусства», поскольку в доме имелась даже собственная картинная галерея. Она просила своих друзей седлать для нее крошечные копии своих работ.
Так в галерее кукольного домика появились скульптура Марселя Дюшана«Обнаженная», произведения Александра Архипенко и Гастона Лашеза,Джорджа Уэсли Беллоуза и Маргариты Зораш. В 1945 году Кэрри Штаттхаймер,пережившая свою сестру,подарила этот кукольный домик Музею города Нью-Йорка.
Деталь интерьера художественной галереи в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка
Выставка«Флорина Штеттхаймер: живописная поэзия» в Еврейском музее в Нью-Йорке работает до 24 сентября 2017 года. Затем выставка переедет в Торонто,где будет работать с 21 октября 2017 года по 28 января 2018 года.
Подготовлено по материалам artdaily.com,thejewishmuseum.org,parashutov.livejournal.com. Иллюстрации: Еврейский музей в Нью-Йорке. Титульная иллюстрация: Флорина Штеттхаймер,«Семейный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше