Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Самая,пожалуй,известная картина викторианского живописца Фредерика Лейтона — «Пылающий июнь» — на несколько месяцев вернулась на родину,в Великобританию,из Пуэрто-Рико,где ныне«проживает». Впервые за 85 лет полотно оказалось там,где было написано, — в доме-музее художника. На выставке«"Пылающий июнь»: создание иконы" рядом с ним выставлены другие произведения,которые Лейтон представил в Королевской академии художеств в последний раз — перед своей смертью в 1896 году.
На выставке в Академии критики не были единодушны в оценке квадратного холста с изображением дремлющей рыжеволосой женщины в оранжевом платье. В 1963 году картину за сущие гроши приобрёл губернатор Пуэрто-Рико.
«Пылающий июнь» был одной из шести картин,которые Фредерик Лейтон,занимавший пост президента Королевской академии с 1878 года,подготовил для летней выставки 1895-го. Накануне экспозиции он пригласил друзей,включая принца и принцессу Уэльских,на предварительный просмотр в свою мастерскую. Редкая историческая фотография этого момента подала идею нынешней выставки в доме-музее Лейтона.
Слева: студия Лейтона накануне выставки 1895 года. Фото: Bedford Lemere / Historic England Archive
Куратор Дэниел Роббинс собрал пять из шести работ,которые тогда продемонстрировал художник. Помимо«Пылающего июня» это«Слёзы» из Метрополитен-музея в Нью-Йорке,«Между надеждой и страхом», «Дева с золотыми волосами» и «Кандида», которые с XIX века находятся в частных коллекциях. Организаторы не смогли проследить судьбу шестого полотна,«Этюд,или Слушательница», которую живописец отправил в Королевскую академию вместо«Кандиды».
Выставка«"Пылающий июнь»: создание иконы" также раскрывает процесс работы над картиной,которую сейчас называют«Моной Лизой Южного полушария». Подготовительные рисунки из коллекции дома-музея Лейтона и Королевской академии иллюстрируют,как художник в течение нескольких лет методично прорабатывал позу модели и композицию.
Слева: Фредерик Лейтон,фрагмент картины«Слёзы»(1894 — 1895). Полную репродукцию полотна смотрите здесь
Первым покупателем«Пылающего июня» стал владелец иллюстрированного газеты«График». Он мгновенно осознал потенциал картины и сделал её популярной,напечатав бесплатные репродукции для своих читателей на Рождество 1895 года. Затем полотно было показано на выставке,посвящённой столетию Лейтона в 1930 году,после чего на несколько десятилетий кануло в Лету. В 1962 году работа«всплыла» в багетной мастерской,куда её принёс некий строитель. Он утверждал,что обнаружил холст за панелью на стене дома,предназначенного на снос.
Композитор и коллекционер Эндрю Ллойд Уэббер позже жалел,что в подростковом возрасте не смог купить картину всего за 50 фунтов стерлингов: бабушка отказалась дать ему недостающие пять фунтов.
Фредерик Лейтон, «Дева с золотыми волосами» (1894 - 1895)
«Пылающий июнь» несколько раз менял владельцев,от него отказался ряд британских музеев,а в 1963 году был куплен Луисом Ферре,основателем Художественного музея в Понсе. Драгоценный экспонат галереи в Пуэрто-Рико редко покидает свой нынешний дом: ему позволяют путешествовать лишь в «редких и исключительных случаях». В 2008 году картина появилась в лондонской галерее Тейт Британия,а прошлым летом «гостила» в Коллекции Фрика в Нью-Йорке.
Взамен на возможность выставить викторианский шедевр у себя,дом-музей Лейтона обещал в 2017 году одолжить Муниципальному музею Понсе 20 картин,скульптур и рисунков из своего собрания.
Тем временем,«поприветствовать» звезду живописи на родине пришла другая знаменитость. Выставку«"Пылающий июнь»: создание иконы" в день открытия посетил Джимми Пейдж — композитор и гитарист культовой группы Led Zeppelin. Музыкант и заядлый коллекционер предметов искусства,сказал,что картина Лейтона вдохновляла его в молодые годы.
Легенда рок-музыки Джимми Пейдж впервые в жизни получил возможность увидеть вблизи картину,которая восхищала его в молодости. Фото: Alex Lentati
«Я столкнулся с творчеством прерафаэлитов ещё подростком. Некоторое время посещал художественный колледж,но теми картинами,что мне нравились,тогда пренебрегали. Так что я восхищался мастерством членов Братства издали», — сказал 72-летний композитор.