Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Передвижная ретроспектива Вифредо Лама, чьё имя стоит в одном ряду с Пабло Пикассо, Джексоном Поллоком и другими ключевыми фигурами искусства XX века,прибыла в конечный пункт своего европейского турне. До начала 2017 года экспозицию принимает галерея Тейт Модерн в Лондоне.
Вифредо Лам — один из самых выдающихся художников прошлого столетия,и эта ретроспектива подтверждает его место в центре мирового движения модернизма.
До визита в Лондон яркие произведения кубинского модерниста видели посетители таких значительных музеев,как Центр Помпиду в Париже и Центр искусств королевы Софии в Мадриде.
Знаменитого художника,рисовальщика и скульптора Вифреда Оскара Лама и Кастильо(1902 — 1982) в конце жизни спросили,почему он писал. «Это мой способ связи с людьми, — ответил он. — Один из способов объясниться с полной свободой. Кто-то делает это с помощью музыки,кто-то с помощью литературы,я — с помощью картин».
Будущий пионер кросс-культурной живописи родился в Сагуа-ла-Гранде на Кубе,а в его жилах смешалась кровь предков из Китая,Европы,Индии и Африки. Хотя Вифредо Лам рос в католической вере,в его окружении исповедовали сантерию — религиозную практику,гибрид верований африканского народа йоруба и элементов католицизма. Эта религия впоследствии отказала значительное влияние и на его творчество.
Слева: Вифредо Лам,«Автопортрет,II»(ок. 1938)
В 14-летнем возрасте подросток переехал в Гавану,где начал делать наброски тропических растений в ботаническом саду. Спустя семь лет он закончил обучение живописи и,почувствовав отвращение к академизму и страсть к рисованию под открытым небом,решил совершить тур в Испанию. Там Вифредо Лам впервые увидел работы Поля Сезанна и Поля Гогена, а отправившись в 1938 году в Париж,познакомился Пабло Пикассо. Тот стал его другом и представил в кругу кубистов и других авангардистов.
Вифредо Лам, «Обнажённая на природе» (1944)
Вифредо Лам, «Свет леса» (1942)
Встреча с основателем сюрреализма поэтом Андре Бретоном окончательно сформировала стиль кубинца.
Работая в основном гуашью,он начал рисовать причудливые фигуры с фрагментарными,геометрическими телами. Часто комбинировал людей с животными,наделяя своих персонажей чертами африканских резных статуэток. Именно это особенно очаровало его коллег.
В картинах Вифредо Лама смешаны элементы кубизма,сюрреализма,африканского и афро-кубинского искусства,а фигуры людей и зверей сливаются и переплетаются с пышной тропической растительностью.
Слева: Вифредо Лам,«Женщина с головой лощади»(1950)
Одна из главных картин нынешней ретроспективы — «Джунгли», ныне принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке. Монументальное произведение написано в 1943 году,когда Лам вернулся из Европы на родину.
«Я всем сердцем желал изобразить драму своей страны,полностью выразив чёрный дух,красоту пластического искусства темнокожих, — пояснил художник. — Я знал,что она рискует остаться непонятой,но истинная картина должна заставлять воображение работать,даже если это займёт много времени».
Африканцы,завезённые на Кубу испанскими и португальскими колонистами для работы на полях сахарного тростника,вынуждены были переходить в католичество,однако они привносили в него элементы своей религии(например,вуду) — так и возникла сантерия. Ритуалы они проводили глубоко в джунглях,что и отражено в «Джунглях» Вифредо Лама.
Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с головой лошади - намёк на одного из духов афро-кубинской мистики
Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с ножницами - вероятно, отсылка к уборке урожая
Картина представляет микс афро-кубинских и африканских художественных и культурных традиций с европейским кубизмом и сюрреализмом. На бумаге,дублированной на холст размером 2,4 на 2,3 метра,тесно стоят фигуры в масках,состоящие словно из несочетаемых отдельных непропорциональных частей. Кажется,будто они сливаются с плотной стеной растительности,одновременно появляясь из неё. Крайний правый персонаж держит пару ножниц(вероятно,отсылка к уборке урожая), а в похожем на коня крайнем левом можно увидеть намёк на одного из духов афро-кубинской мистики.
В картине«Рождество»(1947) мифы и ритуалы афро-кубинской религии сантерия и духи Ориша включены в христианское повествование и иконографию
Ретроспектива Вифредо Лама предлагает посетителям более 400 экспонатов — картин,рисунков,фотографий и редких документов. Это совершенно новый взгляд на творчество художника,построенный на хронологии его жизни в Испании,Париже и Марселе,на Кубе и в Америке,снова в Париже,затем в Каракасе,Гаване,итальянской Альбиссоле,Цюрихе и последних годах во французской столице.
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
По материалам официальных сайтов MoMA и Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.