Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читати далі
,гений фресок и гравюр,а также истинный пионер«3D арта». Старинные легенды,семейные сцены,находки на чердаке,миллионные итоги аукционов и даже скандал с Берлускони — таковы факты о Джованни Баттиста Тьеполо,последнем из «великих венецианцев».
Тьеполо(Giovanni Battista Tiepolo, 5 марта 1696,Венеция — 27 марта 1770,Мадрид) — искусный художник 3D: расписывавший потолки палаццо,он использовал визуальные эффекты,«возвышая» потолок и придавая небесам удивительную реальность. Облака выплывают из-за колонн,а ангелы так и парят — того и гляди,приземлятся на плечо восхищенному зрителю!
Античность и библейские мотивы в рамках одной работы одновременно — таково совершенно уникальное видение Тьеполо. Александр Бенуа,русский художник и большой поклонник Тьеполо,говорил еще и о «сказочности» его сюжетов.
«Визитка» Тьеполо — расписные плафоны.
«Все лучшее,созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра,то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить,что эти улыбающиеся,весёлые,полные жизни существа,ныряющие и плавающие среди серых туч,и сами эти тучи были только живописью,пятнами красок по штукатурке».
Семейный подряд - королю!
Жена — Сесилия Гварди — подарила мастеру не только«пропуск» в высший круг творцов(Гварди — одно из самых влиятельных семейств художественного мира того времени), но и 10 детей,двое из которых тоже стали художниками. Доменико и Лоренцо помогали расписывать дворец испанского короля Карла Третьего. Пожилого художника в 1761 г. пригласили на работу,от которой он не смог отказаться,и в 70-летнем возрасте Тьеполо вновь явил миру чудо своего творчества. Семейного!
Работа,которая принесла международную славу творцу и наиболее известна в наши дни — росписи резиденции князя-епископа в Вюрцбурге(1750−1753 годы). Фрески на потолке над лестницей — крупнейшая в мире и посвящена частям света: Европе,Азии и Африке,с соответствующими пейзажами,персонажами и животными. А из офортов Тьеполо самые известные серии — Vari Capricci(ок. 1740−1742) и Scherzi di Fantasia(ок. 1743−1757).
Аукционные рекорды
Сегодня о Тьеполо мы нередко слышим в новостях аукционных домов.
Современные финансовые рекорды таковы: 5 906 500 долл. за работу«Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года…
… и 542 500. долл. за рисунок углем на бумаге«Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» 31 января 2013 г. Неплохие блюда готовит Christie’s !
Ах, Эрмитаж!
Эрмитаж гордится коллекцией из 10 произведений Тьеполо,среди которых — пять больших декоративных полотен на сюжеты из истории Древнего Рима,составляющие половину картин серии,написанной мастером ок. 1725 года для венецианского дворца Дионисио Дольфин(остальные хранятся в Художественно-историческом музее Вены и в музее Метрополитен).
Также из «эрмитажных» широко известна небольшая картина Тьеполо«Меценат представляет императору Августу свободные искусства». И это — заказ: граф Альгаротти,покровитель Тьеполо(он,кстати,после смерти творца сохранил около 300 его набросков к фрескам), в 1743 г. решил сделать презент графу Брюлю — саксонскому министру и советнику по вопросам искусства курфюрста саксонского и короля польского Августа III.
…Надо ли говорить,что образы императора Августа и Мецената схожи с ликами Августа III и графа Брюля? Из собрания этого графа картина и попала в Эрмитаж.
Бесстыжая Флора
В 2008 году имя Тьеполо было у всех на устах в арт-мире: картину мастера нашли на чердаке французского имения. Стыдливые бабушка и дедушка нынешних владельцев припрятали шикарную даму«топлесс» от греха подальше. Благодаря этому картина отлично сохранилась. Предполагают,что ее заказывала российская императрица Елизавета для украшения Зимнего дворца — имеются аналогичные образы серии. Полотно назвали«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
леди в образе Флоры» и вскоре продали с аукциона Christie’s за 4 227 780 долларов,почти втрое«перекрыв» немалый эстимейт.
Бюст и Берлускони
Еще одна«обнаженка» Тьеполо в 2008,еще и со скандалом: премьер-министр Италии Сильвио Берлускони перед визитом премьер-министра Ирака Нури аль-Малики Берлускони«прикрыл» соски Правды. Точнее — вроде бы приказал заретушировать натуру на картине 260-летней давности«Время разоблачает правду». Работа хранится в римском палаццо Киджи(Chigi), где Берлускони проводит пресс-конференции. Журналисты«цензуру» заметили и растрезвонили на весь мир. Правда,быстро выяснилось,что Правду не испортили,а только скрыли: полотно временно заменили«подмазанной» копией.
Работы Джованни Баттиста Тьеполо — оригинальные рисунки, — имеются и в коллекции Национальном музее Львова(Украина). Это 5 рисунков,бесспорно,работы самого мастера,и еще 3 — возможно,также его руки. Самый известный — «Медный змий»(«Фурии»). Интересен и рисунок«Этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
всадника» работы старшего сына художника — Джованни Доменико Тьеполо(1727−1804). А «Рисунок аллегорической фигуры старца и головы» — скорее всего,совместная работа отца и сына. Интересны и две работы,возможно,еще одного сына мастера — Лоренцо Тьеполо. Все работы,а также оригинальные рисунки Тициана,Микеланджело,Ван Дейка,Франсиско Гойи и других можно было увидеть в рамках только что заварившейся двухнедельной выставки«Западноевропейский рисунок XVI—XVIII столетий» из собрания музея. Жемчужины экспозиции,наряду с рисунками Тьеполо — работы«Иисус Христос со святыми» Тициана,«Апостол» Микеланджело,«Снятие с креста» Ван Дейка. Уникальную коллекцию графики 100 лет тому передал музею в дар митрополит Андрей Шептицкий,коллекционер и меценат. Уникальное собрание последний раз выставляли на публику в 1932 году,а в 2014 ради сохранности работ окна залов были заклеены бумагой и черной пленкой: свет — разрушает.