Вдох глубокий, руки шире, не спешите — три, четыре… Теперь в Третьяковской галерее можно услышать и такое. Этим летом здесь приятное сочетают с полезным, а познавательное с оздоровительным: по вторникам проводят тематическую экскурсию по экспозиции «Искусство XX века», а за ней следует утренняя тренировка во дворе галереи. Проект называется «Физкультура в музее» и продлится до конца июля.
Поверните голову налево, а теперь направо. Разминка начинается прямо в выставочных залах. Группа сжигает первые калории, передвигаясь по постоянной экспозиции. Экскурсовод делает остановки у произведений, написанных в 20-е — 30-е годы прошлого века, когда советское искусство упражнялось в изображении современных богов, не только трудолюбивых и целеустремленных, но и мускулистых.
После экскурсии зрители и сами приступают к упражнениям. «Культ тела, способствующий развитию здорового духа — очевидная тенденция современности», — говорят авторы физкультурно-искусствоведческой затеи уже о тенденции сегодняшнего дня.
После экскурсии зрители и сами приступают к упражнениям. «Культ тела, способствующий развитию здорового духа — очевидная тенденция современности», — говорят авторы физкультурно-искусствоведческой затеи уже о тенденции сегодняшнего дня.
На афишу проекта вынесли знаменитую картину Татьяны Яблонской. Работа эта, несмотря на «общеукрепляющий» посыл, вполне могла подпортить осанку многим из нас: помните, сколько вечеров пришлось просидеть над сочинением по этому «Утру»?
Утро
1954, 110×169 см
Александр Дейнека. Автопортрет, 1948
Художнику уже почти 50, а он изобразил себя крепким атлетом. Эдаким советским Аполлоном — и небезосновательно.
«Я люблю спорт, могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Спорт облагораживает человека, как все красивое», — признавался он. Но его страсть к спорту носила не только созерцательный характер. С юности он любил прокатиться на велосипеде и лыжах, бегал, плавал, играл в волейбол, занимался гимнастикой и — с особым удовольствием — боксом (и в студенческие времена неоднократно сходился на ринге с художником Петром Вильмсом). А еще ему нравился футбол: многие работы Дейнеки демонстрируют нам ракурсы, доступные только тому, кто сам участвовал в схватках за мяч.
А. Дейнека. Игра в мяч. Мозаика
на станции метро Маяковская, 1938
Неповторимый стиль Дейнеки (его творчеству во время экскурсии уделяется особое внимание), его потрясающие композиционные решения, которые по сей день копируют дизайнеры и художники-иллюстраторы, — во многом результат наблюдений за спортсменами и настойчивых попыток поймать движение, запечатлеть мощь и напор. «Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык», — говорил художник.
Вратарь
1934, 119×352 см
«Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».
Александр Дейнека
Александр Дейнека
Экскурсии для физкультурников проходят в Третьяковской галерее на Крымском валу по вторникам, с 8.00. За ними следует занятие во дворе. С собой нужно иметь коврик, билет оплачивается на месте, но необходима предварительная регистрация на мероприятие.
Фото с экскурсий и утренней зарядки во дворе Третьяковской галереи — с официальной страницы музея в Фейсбуке.
Фото с экскурсий и утренней зарядки во дворе Третьяковской галереи — с официальной страницы музея в Фейсбуке.