Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
У сотрудников Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге есть повод для радости: поставлена точка в восьмилетнем исследовании и реставрации картины«Саул и Давид», которая сначала приписывалась Рембрандту, но в 1969 году была«понижена» в статусе. Теперь результаты однозначны: полотно создал сам голландский мастер. Однако в процессе анализа шедевра специалистам пришлось разгадать немало головоломок.
Эксперты пришли к выводу,что картина«Саул и Давид» писалась в два этапа: примерно с 1651-го по 1654-й и с 1655-го по 1658-й годы. Впервые она упоминается в записях парижского аукциона 1830 года. Затем полотно кочевало из собрания в собрание,пока более ста лет назад его не приобрёл бывший директор Маурицхёйс Абрахам Бредиус(Abraham Bredius).
После его смерти в 1946-м(на фото слева: Бредиус в 1905 году) шедевр перешёл в собственность галереи. Однако в конце 1960-х годов эксперт по Рембрандту Хорст Герсон(Horst Gerson) поставил под сомнение авторство картины,на которой изображена сцена из Ветхого завета: царь Саул,растроганный игрой Давида на арфе,краем занавеса вытирает слезу с глаз.
В 2007 году,чтобы не зависеть от мнения одного человека,музей собрал международную команду экспертов,вооружив её всеми доступными новейшими технологиями. Специалисты пытались пойти«от обратного» и доказать,что«Саул и Давид» были написаны не Рембрандтом. Но каждый раз убеждались,что перед ними — полотно именно этого мастера.
Фото: nos.nl
Фото: nos.nl
Исследователям удалось заглянуть сквозь несколько слоёв краски,которые были наложены во время предыдущих реставраций. Установлено,что картина написана с использованием оригинальных пигментов,которые Рембрандт употреблял в 17 веке. Пробы показали,что и грунт на полотне типичен для студии голландского живописца в 1650-х и 1660-х годах.
Теперь вновь приписанный Рембрандту и кропотливо восстановленный холст станет центром выставки,чьё название«Рембрандт? Дело Саула и Давида»(Rembrandt? De zaak Saul en David) отражает сходство реставрации с детективным расследованием.
Фото: EPA
Экспозиция,которая открывается 11 июня и проработает до 13 сентября,расскажет о ходе исследования. Трёхмерный принт даст представление о том,как шедевр мог выглядеть изначально,а с помощью цифровых устройств можно будет ознакомиться с историей картины,которая на протяжении многих лет была подвергнута ряду необычных и загадочных вмешательств.
На фото: голландский тележурналист касается напечатанной в 3D версии картины«Саул и Давид» во время пресс-показа новой выставки в музее Маурицхёйс 9-го июня 2015 года
«То,что случилось с этой картиной — настоящее преступление», сказала нынешний руководитель Маурицхёйс Эмили Горденкер(Emilie Gordenker).
Например,холст был разрезан на несколько частей,затем вместе были сшиты изображения Саула и Давида,а в правый верхний угол вделан кусок совершенно другого полотна. Эксперты считают,что на исчезнувшем фрагменте мог находиться ещё один персонаж.
Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)
Рембрандт Ван Рейн, «Саул и Давид» (фрагмент)
«Перед тем,как картина была очищена,стало ясно,что ещё несколько раз перекрашивали,обесцвечивали,а её первоначальные размеры в прошлом изменялись, — поясняет Йорис Дик(Joris Dik) из Делфтского технического университета(Technische Universiteit Delft). — Шедевр подвергся жестокой обработке в ходе нескольких реставрационных кампаний». На видео — редкие фото,газетные вырезки и кадры с ходом работы реставраторов.
Эксперты столкнулись с рядом других сюрпризов. Заглянув сквозь краску,они выяснили,что полотно представляет собой в буквальном смысле мозаичную головоломку. «Анализ выявил,что оно на самом деле состоит из 15-ти разных кусков. Это три основные части — Саул,Давид и вставка из старой картины в верхнем правом углу — плюс обрезки по всем краям. Так что это настоящее лоскутное одеяло,пэчворк», добавила Эмили Горденкер.
Почему картина в прошлом подвергалась подобной экзекуции — пока так и не ясно. После окончания выставки«Рембрандт? Дело Саула и Давида» полотно займёт своё постоянное место в одном из залов Маурицхёйс.
Главная иллюстрация: фото Иво Хукстра,Королевская галерея Маурицхёйс. По материалам artdaily.com,news.artnet.com,официального сайта музея.