увійти
опублікувати

Увенчание терновым венцом

Иероним Босх • Живопис, XVI століття, 157×194 см
Коментар
1
Про роботу
Альтернативна назва: Коронование терновым венцом
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Релігійна сцена
Техніка: Масло
Матеріали: Дерево
Дата створення: XVI століття
Розмір: 157×194 см
Місцезнаходження: Эскориал, Мадрид
Робота в добірках: 13 добірки

Опис картини «Увенчание терновым венцом»

«Увенчание терновым венцом» Иеронима Босха представлено в Монастыре Сан-Лоренсо, входящем в комплекс Эскорила (Мадрид). В отличие от другого «Увенчания…», хранящегося в Лондоне, авторство мадридской доски не оспаривается.

Фигуры Спасителя и его мучителей в мадридской картине изображены на золотой фоне и вписаны в окружность (тондо). По сравнению с лондонской версией здесь больше яростной динамики и психологического разнообразия в изображении гонителей Христа. Латник с безобразно ощеренным ртом рукой в железной перчатке срывает с Христа покровы. Воин за его спиной собирается еще глубже надвинуть венец на чело Спасителя. Он делает это при помощи палки – такой способ изображать увенчание терниями предпочитали немецкие мастера, а его неестественно удлинённая нога, согнутая в колене, опирается на постамент. Прореха на колене (такая же есть у роттердамского «Странника» Босха) символизирует развратную жизнь. Третий персонаж, выглядывающий из-за спины второго, заинтригованно глядит на действия палачей. «Этот живой и злорадный интерес контрастирует с холодным безразличием двух мужчин слева, – отмечает Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между адом и раем», – мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов – нескончаемая борьба добра и зла».

Человек, изображённый в профиль, в головной уборе, увенчанном пучком торчащих волос, держит жезл с хрустальным шаром, в который помещен Моисей со скрижалями завета. По-видимому, это собирательный образ иудейских священников и книжников, добившихся казни Христа.

Некоторые исследователи предполагают, что благообразный господин в зеленом халате с разочарованно опущенными уголками рта (второй слева) может быть автопортретом художника.

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар(1)