увійти
опублікувати

Святой Иероним за молитвой

Иероним Босх • Живопис, XVI століття, 80.1×60.6 см
$54
Цифрова версія: 3.3 MB
3804 × 5161 px • JPEG
60.6 × 80.1 см • 159 dpi
64.4 × 87.4 см • 150 dpi
32.2 × 43.7 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Альтернативна назва: Святой Иероним в покаянии; Молитва святого Иеронима.
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Релігійна сцена
Техніка: Масло
Матеріали: Дерево
Дата створення: XVI століття
Розмір: 80.1×60.6 см
Регіон: Гент
Місцезнаходження: Музей изящных искусств, Гент
Робота в добірках: 19 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Святой Иероним за молитвой»

В Музее изящных искусств в Генте (Бельгия) представлены две работы Иеронима Босха: знаменитое «Несение креста», подлинность которого в последнее время ставится нидерланскими исследователями под сомнение, и «Святой Иероним за молитвой». Эта панель не так широко известна, как «Несение креста», но зато и авторство её не вызывает сомнений (во всяком случае – пока).

«Святой Иероним за молитвой» написан в узнаваемой стилистике Босха: тонкая, вытянутая фигура распростёрлась на земле, обнимая распятие, среди сломанных полых деревьев (символизирующих жизнь, лишённую присутствия Бога) и разрушающихся гниющих плодов (обозначающих земные искушения, которым святые подвержены так же, как и простые смертные).

Изображений святых в творчестве Босха не так уж много. Но интересно, что из всех известных типажей святых Босх отдавал предпочтение именно отшельникам – тем, кто в поисках веры и истины удалился от мира. Таковы св. Антоний, центральный герой одноимённого босховского триптиха; Иоанн Богослов, удалившийся на остров Патмос и там получивший Откровение; таков и святой Иероним. Художник носил имя этого святого, а значит, мог считать Иеронима своим небесным покровителем.

Иероним

Софроний Евсевий Иероним Стридонский (342 – 416/420) – один из самых почитаемых христианских святых, церковный писатель и эрудит, создавший латинский перевод Библии – Вульгату. Спустя одиннадцать веков, в ходе Триденсткого собора, именно перевод Иеронима Католическая церковь признает каноническим. Святого чаще всего изображают с пером и книгой в руках в тот момент, когда Иероним слышит трубный глас.

Но Босх выбирает другой момент для изображения, когда Иероним удалился в Халкидскую пустыню, где его спутниками, как писал он сам, были «лишь скорпионы да дикие звери». Однако и тут, в отсутствие людей рядом, Иеронима, по его собственному признанию, подстерегали сомнения и сладострастные видения, символизируемые на картине полуразрушенными деревьями и плодами, которые напоминают аналогичные символы неверия и сладострастия из «Сада земных наслаждений». В момент раздирающих душу сомнений святой отринул от себя всю свою ученость (об этом говорит валяющаяся на земле книга) и все свои честолюбивые помыслы (на них намекают кардинальский плащ и шляпа, брошенные под ноги) и, упав на землю, начал самозабвенно молиться.

Звери и птицы

В правом углу Босх пишет маленького льва. Лев всегда изображается рядом с Иеронимом и считается его символом. Это связано с историей из жития святого: однажды во двор монастыря забрело голодное животное с раненой лапой. Перепуганная монастырская братия бросилась врассыпную, и только Иероним не побоялся приблизиться ко льву и вынуть занозу из его лапы. С тех пор лев стал верным спутником и защитником Иеронима. Некоторые исследователи отмечают, что у Босха он скорее похож на кошку, выгнувшую спину и чем-то сильно напуганную. Чем же? Вероятно, присутствием демонов рядом со святым Иеронимом – здесь Босх их не изображает, но это не значит, что их нет.
Возможно, на присутствие неподалёку тёмных сил намекают шныряющие всюду ящерицы и тритоны.

В тёмном левом нижнем углу можно разглядеть лису, свернувшуюся клубком. Лиса – традиционный символ хитрости и обмана. В религиозной картине мира она могла быть олицетворением грешника, еретика и даже самого дьявола. По-видимому, лиса спит после плотного ужина: неподалёку от неё валяются крыло и голова петуха. Петух – эмблема хвастовства, чванства и гордыни, впрочем, в нашем случае все эти пороки бесславно повержены.

Если провести вертикальную линию от сердца Иеронима вниз, можно увидеть утку на болоте. Она во времена Босха считалась «низкой птицей», поскольку «ныряет в грязь по самые глаза», и значит, могла олицетворять человеческое сердце, подверженное нечистым помыслам.

Сидящая на сухом суку сова – излюбленный образ Босха – может символизировать душу в ловушке материи, а может быть и посланником дьявола, его ночным соглядатаем. Сова – всегда хищник в поисках добычи. Возможно, такой добычей вскорости станет дрозд (символ невинности), сидящий высоко на ветке, или его самка, высиживающая яйцо в гнезде. Как видим, птицы у Босха нередко используются для того, чтобы делегировать им человеческие пороки и добродетели.

Фоновый пейзаж

Пейзаж на заднем плане напоминает виды Северного Брабанта, родины Босха. В сравнении с тёмным передним планом, исполненным тревоги и хаоса, пейзаж с убегающими вдаль холмами, водной гладью и церковью выглядит вполне умиротворённым. Некоторые специалисты по Босху полагают, что художник мог быть знаком с таким открытием своего итальянского современника Леонардо да Винчи, как сфумато – передача световоздушной среды с помощью легкого размывания контуров предметов.

В творчестве Босха есть и еще одно, менее известное изображение св. Иеронима – это центральная часть чрезвычайно плохо сохранившегося триптиха «Святые отшельники» (Палаццо Дукале, Дворец Дожей, Венеция).

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар