увійти
опублікувати

Святой Христофор

Иероним Босх • Живопис, 1490-ті , 113×71.5 см
$53
Цифрова версія: 4.2 MB
3990 × 6350 px • JPEG
71.5 × 113 см • 142 dpi
67.6 × 107.5 см • 150 dpi
33.8 × 53.8 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Альтернативна назва: Святой Христофор несёт Младенца Христа
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Релігійна сцена
Техніка: Масло
Матеріали: Дерево
Дата створення: 1490-ті
Розмір: 113×71.5 см
Робота в добірках: 13 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Святой Христофор»

Музей Бойсманса-ван Бённингена в Роттердаме обладает несколькими подлинниками Босха, среди которых эскизы с изображением гротескных лиц, двух ведьм, гнезда сов и несения креста, небольшой фрагмент неизвестной работы с изображением женского профиля, а также картины «Блудный сын» и «Святой Христофор».

Известно, что в XIX веке «Святой Христофор» находился в частной коллекции в Италии, в 1931 году обнаруживается в руках арт-дилера Пола Кассирера, позднее – в собрании банкира и коллекционера Франса Кёнигса, который около 1939-го года разорился и вынужден был продать свою коллекцию, включавшую и картину Босха, Даниэлю Георгу ван Бёнингену, владельцу музея в Роттердаме.

Христианская легенда в основе картины

Житие Христофора было известно Босху по «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, при жизни Босха переведённой на нидерландский язык. Там сообщается, что великан по имени Репробус (от латинского Reprobus – осуждённый, отверженный, дурной) долго находился в поисках хозяина. Ему хотелось, чтобы его господин был самым сильным и наиболее могущественным, поэтому вначале он служил императору, однако выяснил, что есть кто-то посильнее, кого боится даже император, – дьявол. Тогда Репробус перешёл на службу Сатане. Но вскоре узнал, что и дьявол – не самый сильный на свете, поскольку боится святого креста. И Христофор решил служить Христу. Но как это сделать? Гигант отыскал отшельника-христианина, чтобы тот разъяснил, как он может стать слугой Христа. Отшельник для начала привёл Репробуса к реке, где был опасный брод. Он объяснил: тут гигант, благодаря своему росту, сможет быть полезен людям. Репробус не испугался работы, ведь он был очень силён. Но однажды его попросили перенести через реку маленького мальчика. По ходу движения ребёнок становился всё тяжелее и тяжелее, и на середине реки они с Репробусом едва не утонули. Так гигант узнал, что переносил через брод младенца Христа, который возложил на себя все грехи и тяготы мира. Спаситель крестил Репробуса и нарёк ему имя «Христофор», что означает «несущий Христа». В эпоху позднего Средневековья Христофор был чрезвычайно популярным и любимым святым. Он считался заступником в периоды эпидемий. Мощи святого долго хранились в испанском городе Толедо, а позже были пересены в Аббатство Сен-Дени во Франции. От также считается покровителем паромов, мостов и мореплавателей.

Особенности трактовки сюжета Босхом

За 30 лет до Босха (примерно в 1468-69-м годах) святого Христофора уже изображал другой нидерландский живописец – Дирк Баутс. Однако Босх предлагает своё видение сюжета и вносит присущие только ему мотивы. Некоторые из них расшифровываются сравнительно легко, другие – сложнее. Рыба, висящая на посохе Христофора, – традиционный символ христианства (греческое слово «ихтис» (рыба) – анаграмма от имени Христа). Она противопоставлена символу греха – свинье, натянутой на трос над кувшином. Разбитый кувшин укреплён на дереве и превращён в таверну. Выше человечек карабкается по стволу к пчелиному улью – в Нидерландах улей считался символом пьянства. Идилличность тонко написанного пейзажа омрачает зарево далёкого пожара и голый купальщик на берегу, в панике бегущий от увиденного в воде чудовища. Всё это может быть истолковано как приметы враждебного и греховного мира. Но, в отличие от других произведений Босха, в «Святом Христофоре» символы спасения «перевешивают» всё дьявольское и страшное: младенец Христос является надёжной защитой для того, кто несёт его на спине, а рядом с маленькой фигуркой отшельника изображена собака – символ верности.

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар