увійти
опублікувати

Хризантемы. Сад в Пти-Женвилье

Гюстав Кайботт • Живопис, 1893, 98×59.8 см
$54
Цифрова версія: 2.7 MB
2395 × 3876 px • JPEG
59.8 × 98 см • 100 dpi
40.6 × 65.6 см • 150 dpi
20.3 × 32.8 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
1
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Натюрморт, Пейзаж
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1893
Розмір: 98×59.8 см
Регіон: Нью-Йорк
Місцезнаходження: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Робота в добірках: 67 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Хризантемы. Сад в Пти-Женвилье»

Эта картина стала доступна для всеобщего обозрения только в 2014 году, когда достопочтенный Джон Уайтхед, финансист и в прошлом заместитель госсекретаря США, подарил ее музею Метрополитен в Нью-Йорке. В музее тут же назвали это приобретение одним из самых важных и интересных за последние годы: картина удивительна тем, что совершенно не вписывается ни в какой жанр. Когда художник-импрессионист писал натюрморт, он срезал цветы в своем саду и ставил их в вазу или тщательно раскладывал на столе яблоки – и смотрел на это с небольшого расстояния. Если речь шла о пейзаже, цветы были лишь его частью, вписанной в ландшафт. На цветы смотрели издалека. Кайботт как будто забрался в густой цветник – и писал свои хризантемы стоя прямо над ними и глядя сверху вниз. При таком взгляде даже мольберт некуда поставить – здесь нужно смотреть просто себе под ноги.

Кайботт написал эту необычную картину за год до смерти. Он жил в своем доме, в городке Пти-Женвилье, вдалеке от Парижа, растил цветы и строил лодки. В цветнике художника росли ирисы, розы, орхидеи и хризантемы. Это сейчас для нас хризантема – цветок простой, дешевый и лишенный изысканного очарования. Для французских художников конца XIX века, которые неистово боролись за право писать цветы ради самих цветов, без смыслов и символов, хризантема все же была чуть ли не единственным цветком, который значил гораздо больше. И конечно, это было связано с Японией.

Когда японский фарфор, небрежно обернутый в гравюры японских художников, начал появляться во французских лавках, когда в середине века японское искусство стало доступно французам на Всемирных выставках, это стало настоящей одержимостью. Японские вееры, японские кимоно, японские ширмы, гравюры на стенах квартир и домов самых модных и знаменитых художников и писателей. На гравюрах – гора Фудзи, женщины за туалетом и удивительные хризантемы.

Хризантема по-японски звучит так же, как солнце. И изображается таким же иероглифом. Японцы любят этот цветок, до сих пор выводят новые сорта и устраивают в честь него большие фестивали. Золотая хризантема с 16-ю раздвоенными лепестками уже много веков является символом императорской семьи, а иногда выполняет и роль государственного герба. Это изображение священно. И хризантема относится к благородным растениям.

Наверняка, хризантему художники-импрессионисты полюбили благодаря японцам, например, Хокусаю. Этот цветок был символичным и экзотичным. Букет хризантем писали Сезанн, Моне, Ренуар, Писсарро (1, 2, 3, 4). Искусствоведы предполагают, что Кайботт собирался украсить картиной «Хризантемы» двери в своем доме – и это полотно было только началом грандиозного дизайнерского проекта. Это изображение должно было располагаться на нижней панели двери – и такой взгляд на цветы сверху должен был создавать живое и абсолютно точное впечатление, что цветы растут прямо внизу, под ногами. Цветы занимают все пространство холста – они не вмещаются в отведенные размеры и уходят далеко за пределы картины, создавая ощущение густого, непролазного, почти дикого цветника. Подобные эксперименты с водой и кувшинками, занимающими все пространство холста, с устранением заднего плана и горизонта проводил неподалеку от Кайботта, в Живерни, Клод Моне. Он тоже мечтал украсить чью-нибудь гостиную своими панно. В этом импрессионистском эксперименте с новым декоративным акцентом и новыми находками Моне оказался в более выгодном положении, чем Кайботт. Его изучают уже больше ста лет, а картины Кайботта до сих пор оказываются открытием и неожиданными находками.

Автор: Анна Сидельникова
Коментар(1)