увійти
опублікувати
$54
Цифрова версія: 2.7 MB
3539 × 4000 px • JPEG
108.6 × 121.3 см • 83 dpi
59.9 × 67.7 см • 150 dpi
30.0 × 33.9 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Альтернативна назва: Гроза в Толедо
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Пейзаж
Стиль: Маньєризм
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1599
Розмір: 121.3×108.6 см
Регіон: Нью-Йорк
Місцезнаходження: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Робота в добірках: 42 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Вид Толедо»

Исследователи подозревали картину Эль Греко «Вид Толедо» в том, что она когда-то была частью другого, более масштабного, полотна и долго искали тому доказательства. Ведь традиции писать пейзажи без привязки к какому-либо сюжету, разворачивающемуся на их фоне, во время, когда жил и творил живописец, еще не существовало. К примеру, подобный тревожный предгрозовой ландшафт мог послужить подходящей декорацией для религиозной сцены распятия Христа. Но, поскольку никаких следов этой версии так и не нашлось, искусствоведам пришлось сдаться и смириться с тем, что «Вид Толедо» – один из первых образчиков европейского пейзажа в качестве самостоятельного жанра.

Дом милый дом


Испанский город Толедо неслучайно стал главным героем ландшафтов, написанных Эль Греко. Он стал новой родиной для художника, родившегося на острове Крит и проведшего юность в Венеции и Риме. Эль Греко перебрался сюда в 1577 году, а всего каких-то полтора десятка лет ранее этот город был резиденцией испанских королей, пока указом Филиппа II ее не переместили в Мадрид.

Толедо имеет долгую и интересную историю, которая берет начало в первых веках нашей эры. В течение трех столетий он был столицей вестготов, после чего в 712 году завоеван маврами. Именно в период их правления город переживал свой расцвет: благодаря залежам железной руды наладилось сталелитейное производство, постепенно становился он и религиозным центром. Сюда стекались самые блестящие умы и мыслители того времени.

Своенравный художник, не встретивший понимания и признание в Риме, пришелся здесь ко двору. Смог открыть мастерскую и получать достаточное количество заказов на портреты и оформление местных храмов, чтобы не бедствовать и иметь возможность упражняться в своем мастерстве. Именно в Толедо Эль Греко напишет лучшие свои работы, слава о которых постепенно распространится на всю Испанию. Обретет и свое последнее пристанище.

В 1986 году город внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди прочих достопримечательностей, туристы со всего мира стремятся посетить музей Эль Греко, где хранится обширная коллекция его картин.

Все идет не по плану


До наших дней дожили два самостоятельных изображения вида на Толедо кисти Эль Греко. Более позднее, «Вид и план Толедо», датируется 1610 годом. На передний край живописец поместил юношу с пергаментом в руках. На нем, помимо собственно городского плана, заявленного в названии, наличествует разъяснение (выполненное, предположительно, сыном Эль Греко художником Хорхе Мануэлем) несоответствия расположения реальных зданий тому, куда их определил автор. Поскольку заказчиком картины выступил госпиталь Сан Хуан де Афуэра, то именно его живописец изобразил на первом плане (причем схематически, в виде макета) и раздвинул все соседние здания дальше в стороны.

В случае с картиной «Вид Толедо» таких несоответствий еще больше. А вот объяснить вольное обращение с оригиналом в этот раз никто не удосужился. И нам остается лишь догадываться, почему Эль Греко «перестроил» по своему усмотрению мост и передвинул русло реки правее, чем он оно располагается в действительности; сделал холмы круче, а траву гуще и зеленее.

Одна из наиболее распространенных версий – живописец якобы стремился не задокументировать реальный ландшафт, но уловить саму суть, мистический образ города. По этой причине картину иногда именуют «духовным портретом» Толедо. Если так, то Эль Греко видел его грозным, если не сказать, угрожающим.

Пасторальной неге живописного пейзажа с античными замками и сооружениями, утопающими в изумрудной зелени, противостоит небо, волнующееся, как потемневшее море перед надвигающимся штормом. Полотно дышит близким предчувствием бури, и если достаточно долго в него всматриваться, начинаешь буквально осязать разлитый в воздухе запах озона.

Картина Эль Греко «Вид Толедо» – больше, чем просто констатация ландшафта или мимолетное впечатление, каким мог бы обратиться пейзаж в руках импрессиониста. Подобно подавляющему большинству прочих полотен живописца, работа обладает отчетливым гипнотизирующим воздействием – то ли благодаря ритму по-маньеристски струящихся линий на земле, либо фантасмагорическому калейдоскопу, разворачивающемуся на небе.

Автор: Наталья Азаренко
Коментар