увійти
опублікувати

Танцовщица, позирующая для фотографа

Эдгар Дега • Живопис, 1875, 65×50 см
$54
Цифрова версія: 489.5 kB
1431 × 1985 px • JPEG
50 × 65 см • 73 dpi
24.2 × 33.6 см • 150 dpi
12.1 × 16.8 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Альтернативна назва: Танцовщица перед окном
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет, Жанрова сцена
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1875
Розмір: 65×50 см
Робота в добірках: 20 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.
Аудіогід

Опис картини «Танцовщица, позирующая для фотографа»

Французский писатель Эдмон де Гонкур в 1874 году побывал в студии еще никому не известного художника Эдгара Дега и записал в дневнике: «Из всех сюжетов современной жизни он выбрал прачек и балерин. Это получился мир, состоящий сплошь из розового и белого… Он нашел самый восхитительный предлог, чтобы использовать светлые, нежные оттенки». Намного позже Дега подтвердит подозрения де Гонкура о том, что балет - только повод. Но не для того, чтобы свести палитру к зефирным оттенкам, а для того, чтобы наблюдать движение. Дега еще сотни раз нарисует балерин, которые чешутся, разминают уставшую спину и ноги, скучают в балетных классах, поднимают упавшие бретельки, неуклюже опираются на станок, поправляют балетные туфли или прически.

Об Эдгаре Дега чаще всего говорят две хрестоматийные правды: он постоянно рисовал танцовщиц и он был женоненавистником. Он ненавидит женское тело, изображает женщин в самых нелепых и непривлекательных позах - возмущались французские газетные критики XIX века. Он был импотентом, не был замечен в личных связях, был вуайеристом, изматывал натурщиц неудобными позами и долгими сеансами, изображенные им женщины - «животные, выставленные на забаву, как звери в зоопарке» - пишут даже современные авторы книг и рецензенты выставок.

Но это ведь странный выбор для художника - всю жизнь писать то, что ненавидишь.

«Танцовщица, позирующая для фотографа» - одна из таких женщин в неудобной позе. Ее писал художник, о котором не подозревали и которого по сюжету здесь быть не должно. Балерина позирует не ему и смотрит в другую сторону, на невидимого нам фотографа. Этот ракурс для нее невыигрышный и непарадный. Это изнанка того фотографического глянца, для которого она старается.

С этой изнаночной стороны она натужно пытается замереть в показательно привлекательной позе - и выходит что-то сложное, вывернутое, «чужая нога» и «запрокинутое лицо». С этой непредусмотренной точки зрения проще представить настоящую повседневную балетную жизнь: стертые пальцы, ноющие руки и ноги, рутинная скука, годы репетиций и надежд на большие, блестящие роли. С этой стороны сложнее восхищаться, но легче понимать и узнавать.

Дега всю жизнь решал интеллектуальные задачи, сложные и недоказуемые: он непрерывно искал точные способы изображения современной сокровенной истины жизни и при этом пытался оставаться верным классической художественной традиции. Он влезал на лестницы и прятался в оркестровой яме, за кулисами и колоннами - и отыскивал идеальный ракурс для художника-статиста, художника-свидетеля времени, художника-случайного наблюдателя правды. Танцовщицы стали для него навязчивой страстью, которую хочется изучить, набором выразительных, повторяющихся движений, ритмом самой жизни.

52-летний Дега однажды написал другу: «Кажется, что всё во мне стареет соразмерно, за исключением сердца. И даже это моё сердце отчасти искусственно. Танцовщицы зашили его в сумочку из розового атласа, а розовый атлас слегка выцвел, как и их пуанты». Ненавидел женщин? Только не Дега.

Автор: Анна Сидельникова
Коментар