увійти
опублікувати

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия

Дмитрий Григорьевич Левицкий • Живопис, 1780-ті , 110×76.8 см
Коментар
0
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1780-ті
Розмір: 110×76.8 см
Робота в добірках: 22 добірки

Опис картини «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» известен во множестве копий, выполненных как самим Левицким, так и его последователями. Это одно из самых торжественных и самых в своё время популярных изображений российской самодержицы. Версия картины, представленная здесь, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Левицкий писал Екатерину много и часто. В 1770-е, годы своего творческого расцвета, он выполнил не менее 7 портретов императрицы, в следующее десятилетие – 15 (вот авторская версия с тем же сюжетом из Русского музея). Однако, при таком числе портретов, нет ни одного документального свидетельства, что Левицкий удостаивался чести писать свою коронованную модель с натуры. К русским художникам Екатерина относилась прохладно, и Левицкий в этом смысле не был исключением. С большей заинтересованностью она позировала немецким и французским мастерам, которых в изобилии приглашала работать в Россию.

Как, в таком случае, Левицкому удалось получить заказ на исполнение парадного портрета государыни, призванного презентовать обществу идеальный образ просвещенного монарха – то есть задачи, как ни крути, государственной важности? Объяснение простое. Государственный канцлер и светлейший князь, секретарь Екатерины Александр Безбородко, ведавший подобного рода делами, когда-то, как и Левицкий, учился в Киевской академии. Он покровительствовал художнику и сполна обеспечивал его заказами, щедро финансируемыми из казны.

Впрочем, «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» как раз особо и не нуждался в присутствии модели: при всей своём внешнем благолепии, никаких индивидуальных особенностей характера или темперамента Екатерины он не отражает. Сам замысел портрета с его официозной торжественностью - вычурный и надуманный, «литературный»: императрица широким, но исполненным изящества жестом бросает в огонь алые маки.

Согласно замыслу, Екатерина находится в храме богини Правосудия, чье скульптурное изображение можно видеть в правом верхнем углу. В написании самой государыни мастерство Левицкого не особо проявлено, но это компенсируется очень достоверной передачей фактур – алых бархатных драпировок, складок атласного платья цвета слоновой кости, роскошной горностаевой мантии. Море и корабль на втором плане должны символизировать российские морские завоевания и победы.

В чем же смысл главного действия – сжигания на небольшом дымящемся алтаре маковых цветов? Задумка, по свидетельству Левицкого, принадлежала литератору Николаю Львову. Маки со времён античности считались символом сна и покоя. Бросая их в огонь, Екатерина демонстрировала подданным, как ради процветания своей державы она жертвует собственными покоем и сном, сжигая их на алтаре служения государству.

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар