увійти
опублікувати

Севильский водонос

Диего Веласкес • Живопис, 1622, 106.7×82 см
$54
Цифрова версія: 1.0 MB
2371 × 3200 px • JPEG
82 × 106.7 см • 73 dpi
40.1 × 54.2 см • 150 dpi
20.1 × 27.1 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Альтернативна назва: Продавец воды из Севильи
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Жанрова сцена
Стиль: Бароко
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1622
Розмір: 106.7×82 см
Робота в добірках: 33 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Севильский водонос»

Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. До наших дней сохранилось около десятка ранних бодегонов Веласкеса, но только «Севильского водоноса» он взял с собой в Мадрид – туда, где пройдёт вся его творческая жизнь и где Веласкес станет великим. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога.

Сейчас «Севильский водонос» хранится в Лондоне, в Эпсли-хаус (Apsley House) – резиденции герцогов Веллингтонов. Авторская копия, представленная в галерее Уффици, воспринимается скорее как пародийная: водонос на ней снабжён охотничьей шапкой с козырьком (совсем как у героев плутовских романов), а фигура пьщего воду мужчины на втором плане не растворяется в темноте фона, как в первом «Водоносе», но, напротив, выписана чересчур отчётливо, отчего картина враз лишается и глубины пространства, и ореола таинственности.

Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса»: подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. Невероятно реалистичны глиняные бока пузатых кувшинов, столь выпуклых, будто они выполнены в технике 3D. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. Великолепен и стеклянный бокал с плодом инжира на дне – это был традиционный для времени Веласкеса способ сделать вкус воды более мягким и свежим. Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. Он изображён в профиль и, если рассматривать его лицо вблизи, затемнение брови окажется просто кляксой с замысловатыми контурами. Но лишь только мы удалимся на расстояние, с которого вся композиция открывается нам целиком, бровь и весь профиль водоноса выглядят чеканным, как на монете.

И всё-таки вряд ли изображение горшков и кувшинов, сколь бы реалистично-тактильными они ни казались, было единственной целью Веласкеса. Художник был великолепно образованным человеком, знал несколько языков, читал классиков философии и теоретиков живописи. Теоретик искусства Франсиско Пачеко был не только его учителем, но и тестем. Поэтому пытливый разум зрителя и не удовлетворяется видимой простотой «Севильского водоноса». За бытовой конкретикой бодегона (испанское слово «бодега» означает «таверна» или «винный погреб») хочется выявить тайные знания и скрытые смыслы.

Например, «Водоноса» можно рассмотреть с точки зрения нумерологии. Тройка, как известно, в большинстве мировоззренческих систем – сакральное число, а композиция «Водоноса» чётко строится на треугольниках. Первый, обращённый вершиной вниз, составляют мальчик, мужчина средних лет и сам водонос. Второй треугольник, совершенно зеркальный первому, составляют предметы: два кувшина и бокал. Третий треугольник слагается из плаща водоноса и освещённого края стола. Четвёртый треугольник (подобно первому, он перевёрнут основанием вверх) – это бокал с водой.

Религиозная интерпретация картины утверждает, что пожилой водонос своей молитвенной строгостью и коротко остриженными волосами напоминает странствующего монаха какого-нибудь ордена. Тогда передаваемая другим живительная влага – это символ Святого Духа, в соответствии с 4-й главой Евангелия от Иоанна, где Иисус говорит женщине из Самарии: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14) Это, однако, наталкивается на личную религиозную индифферентность Веласкеса. Философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет на этот счёт выразился так: «Веласкес – воинствующий атеист, просто колоссальный безбожник. Он изгоняет богов кистью так активно, словно выметает метлой сор».

И, наконец, третье толкование картины предполагает, что «Севильский водонос», изображающий мальчика, взрослого мужчину и старика, – это не просто бодегон, а поэтическое повествование о трёх возрастах человеческой жизни.

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар