увійти
опублікувати

Портрет короля Филиппа IV

Диего Веласкес • Живопис, 1656, 64×53.8 см
$54
Цифрова версія: 1.9 MB
3554 × 4226 px • JPEG
53.8 × 64 см • 168 dpi
60.2 × 71.6 см • 150 dpi
30.1 × 35.8 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет
Стиль: Бароко
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1656
Розмір: 64×53.8 см
Робота в добірках: 21 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Портрет короля Филиппа IV»

Когда был написан этот не совсем обычный портрет, испанскому королю Филиппу IV минуло пятьдесят. Придворному художнику и распорядителю королевских покоев Диего Веласкесу было на шесть лет больше. (Об истории взаимоотношений живописца и короля вы можете прочитать в биографии художника). 30 лет Веласкес был доверенным лицом короля, но ко времени создания портрета прошло уже не меньше десятка лет с тех пор, как Филипп IV запретил себя изображать.

Сохранилось письмо короля, датированное 1653-м годом, где он сообщает, что девять лет не разрешает писать свои портреты даже Веласкесу – всем остальным Филипп запретил это гораздо раньше, как только познакомился с Веласкесом. Много лет у него было эксклюзивное право портретировать короля. Художник изображал Филиппа IV великолепным рыцарем, блестящим всадником, мудрым монархом. А король давал ему высокие придворные должности. Но однажды наложил запрет на портреты: королю не хотелось, чтобы высочайшее мастерство Веласкеса (которого уже при жизни стали называть «художником истины») с бескомпромиссной правдивостью запечатлело то, как он стареет.

Мы не знаем, что именно сподвигло Филиппа пересмотреть свой запрет, но в середине 1650-х годов, после беспрецедентно долгого перерыва, Веласкес написал два его портрета (один сейчас в Прадо, другой, описываемый здесь, в Лондонской национальной галерее). Королю, как уже было сказано, здесь около 50-ти лет. И его лицо не оставляет сомнений в том, что этот человек повидал на своём веку немало бед. К этому времени он пережил смерть любимой жены Изабеллы Бурбонской и обожаемого наследника – сына Балтазара Карлоса. Испания столкнулась с рядом военных поражений, а её имперское великолепие значительно поблекло. Ушли из-под владычества испанской короны непокорные Нидерланды. Всё это Филипп должен был рассматривать как итог своего многолетнего правления. 16-летним мальчиком он вступил на испанский престол, и хотя в 1656-м править ему оставалось еще почти десять лет, уже мог подвести неутешительные итоги: возглавляемая им империя рушилась на глазах, теряла экономическое и политическое влияние.

Король не был ни стратегом, ни выдающимся политиком. Человек образованный, утончённый и нерешительный, он больше увлекался живописью, чем политикой, а государственные дела с удовольствием переложил на своего фаворита графа-герцога Оливареса (который, кстати, в 1620-х годах и порекомендует королю Веласкеса).

Среди Габсбургов были очень распространены близкородственные браки. Дегенеративная генетика становилась причиной того, что дети рождались слабыми и больными. Шестеро детей Филиппа и его первой жены умерли в младенчестве. Выжили лишь дочь Мария Терезия (которая потом станет женой Людовика ХIV) и сын Балтазар Карлос, любимец отца и Веласкеса, на которого империя возлагала большие династические надежды. Совсем юным наследника Габсбургов обручили с Марианной Австрийской, дочкой императора Фердинанда III. Но в 16 лет Балтазар Карлос неожиданно скончался. Весь испанский двор был в трауре и печали. И вот тогда, чтобы не отказываться от династического союза, Филиппу IV пришлось самому жениться на невесте покойного сына, которая к тому же приходилась королю родной племянницей. Тридцатилетняя разница в возрасте и близкое родство не помешали супругам родить еще пятерых детей. Филиппа, его вторую жену Марианну и их старшую дочь инфанту Маргариту мы может увидеть на знаменитой картине Веласкеса «Менины», написанной примерно в то же время, что и этот портрет короля – печальный и одновременно величественный.

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар