увійти
опублікувати

Джованни Бенедетто
Кастильоне

Италия • 1607−1665

Биографія і информація

Прозвище Иль Грекетто - итальянский живописец и офортист, изобретатель техники монотипии. Мастер генуэзской школы. Учился у Дж. Б. Паджи и Дж. А. де Феррари. Работал в Генуе, Венеции, Риме, с 1648 занимал пост придворного живописца в Мантуе. Испытал влияние Рубенса и других мастеров фламандской школы, Пуссена, изучал живопись и офорты Рембрандта.

Кастильоне живет в Генуе до 1632. Он учился сначала у Дж. Б. Паджи, а затем у Дж. А. Де Феррари, а также у Ван Дейка, во время его второго пребывания в Генуе в 1621-1627. Однако его раннее творчество больше тяготеет к фламандской жанровой живописи, в особенности к работам ученика Снейдерса Яна Роса (в Генуе в 1614-1638), у которого он заимствовал тип композции с изображением животных и различной домашней утвари, которую он трактует более широко в отличие от С.Скорца и напоминая Артсена и Бейкелара. Творчество Бассано также должно было произвести на него впечатление. Сторонник северного натурализма, Кастильоне уделяет особое внимание анималистическим сценам, включенным в картины на библейские сюжеты, к которым он будет обращаться на протяжении всего своего творчества. В это же время он создает офорты (головы в тюрбанах), отмеченные влиянием Рембрандта, которого он открыл первым из итальянцев. Через северных художников он приобщается к караваджизму. Впрочем, на протяжении всей жизни источником обновления остается для Кастильоне Рембрандт, особенно в области графики.

В 1632 Кастильоне покидает Геную и отправляется в Рим, где он был два раза (1632-1635 и 1647- 1651). Вероятно, между римскими годами, он посетил Неаполь, где его имя упоминается в 1635, а также другие итальянские города, в частности Геную (ок. 1645). В период первого пребывания в Риме он поддерживает связь с кругом Пуссена и Кассьяно даль Поццо; его манера близка стилю П. Тесты и П. Ф. Молы, живших в те годы в Риме. В это время он отходит от фламандского искусства и становится сторонником пуссеновского венецианизма, заимствуя у французского художника вакхические и элегические темы. Его репертуар расширяется, стиль становится более упорядоченным, цветовая гамма - более теплой, композиция упрощается, а рисунок приобретает все большую свободу. Художник разрабатывает технику масляной живописи на бумаге, унаследованную, по всей вероятности, от фламандцев и венецианцев; она позволяет Кастильоне использовать такие цвета, как киноварь, которые в те годы никто, кроме него, не использовал. Он изобретает технику монотипии, заключающуюся в создании оттиска при помощи пластинки, на которую чернилами нанесен рисунок. Эти два метода позволяют художнику внести в свое искусство большую свободу и создать яркие светотеневые эффекты. По возвращении в Геную Кастильоне пишет большие композиции на религиозную тематику, в которых усиливает барочные элементы («Поклонение пастухов», 1645, Генуя, ц. Сан-Лука; «Св. Бернар, поклоняющийся Распятию», Сампьерданера, ц. Сан-Мартино; «Св. Иаков, изгоняющий мавров из Испании», Генуя, ораторий Сан-Джакомо делла Марина). Композиция «Поклонение пастухов» свидетельствует об уверенном чувстве пространства, а «Св. Бернар» впервые передает чувство экстаза. Заветы Рубенса играют для художника решающую роль, что проявляется в картине «Св. Иаков», навеянной рубенсовскими сценами охоты.

Во время своего второго пребывания в Риме Кастильоне больше не следует Пуссену, который, вступив на путь классицизма, предается излишнему интеллектуализму. Художник сближается с Бернини и П. да Кортоной, с которыми имеет общих покровителей семейства Раджи и Фьоренци. Под влиянием П. да Кортоны он работает в «большой манере». Но в его творчестве преобладают красочность и фантастичность, которые появляются в таких произведениях, как «Диоген» (Мадрид, Прадо) или «Дары Пану» (Генуя, собрание Дураццо). Эти произведения, стоящие в одном ряду с забавными находками П. Тесты, оказали значительное влияние на искусство С. Розы.

Позднее творчество Кастильоне (1651-1665) прошло преимущественно в Мантуе, где он был на службе при дворе Гонзага. После поездки в Венецию в 1648 и под влиянием великих венецианцев и современника Иоганна Лисса, но особенно благодаря знакомству с искусством Фетти, предшественника Кастильоне при мантуанском дворе, его мазки становятся свободнее; он продолжает развивать философские и живописные сюжеты, но центральное место в его творчестве занимает теперь изображения человеческого лица. Скрытое влияние Бернини и Рубенса проявляется в таких рисунках, как «Моисей, получающий скрижали законов» (Великобритания, Виндзорский замок), усиливая барочную тендецию, заметную еще в генуэзский период. В 1659-1665 Кастильоне работает в Мантуе, Генуе, Парме и Венеции, но все это время продолжает находиться на службе у Гонзага. Он возвращается к своим ранним композициям, иногда изображая на первом плане дичь, а вдали - маленькие человеческие фигуры. Однако подобный маньеризм уступает место барокко («Изгнание торгующих из храма», Париж, Лувр). Как Бернини и Строцци, Кастильоне заканчивает свой творческий путь на мистической ноте, он создает серии рисунков и эскизов с изображением францисканцев в состоянии экстаза или Распятие. Таким образом, в конце жизни он оказался во главе генуэзской мистической живописи, берущей свое начало в творчестве Строцци и представленной Д. Пиола и Г. Де Феррари.

С исторической точки зрения Кастильоне - значительная фигура для той эпохи, когда особую роль в итальянском искусстве играли фламандские и голландские художники. Приверженец барокко, он использует все его возможности: от простой виртуозности он приходит к необыкновенной живости воображения как в сценах сельской жизни, так и в произведениях «высокой живописи». Он был талантливым рисовальщиком и гравером; в XVIII в. его влияние испытали Риччи и Тьеполо, а также Буше и Фрагонар («Поклонение пастухов», Париж, Лувр). Непосредственным учеником Кастильоне и его преемником при мантуанском дворе был его сын Франческо Кастильоне (умер в 1716). Анималистический жанр художника был продолжен в творчестве Антона Марио Вассало (работал в 1640-1660). Его величественная манера сказалась и на становлении Д. Пиола и Грегорио Де Феррари.