увійти
опублікувати

Станислав
Выспяньский

Польша • 1869−1907

Биографія і информація

Станислав Выспяньский (польск. Stanisław Wyspiański; 15 января 1869, Краков – 28 ноября 1907, Краков) – польский художник. Один из ярких представителей модерна. Многогранная личность, которая поражает своей разносторонностью и талантами: живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, график, скульптор, реставратор, дизайнер мебели и интерьеров, поэт, драматург, сценограф, театральный режиссер, преподаватель. Прожил короткую, но очень яркую жизнь.
Особенности творчества Станислава ВыспяньскогоРаботы Выспяньского отличает изящный, плавный контур. Поначалу художник использовал масляные краски, но интенсивная работа и множество нереализованных идей заставила живописца найти более неприхотливый материал. Мастер предпочитал приглушенные тона, его излюбленным материалом стала пастель. Благодаря этому в его работах присутствует особая камерная атмосфера.Выспяньский преимущественно писал портреты, изображая детей (у самого художника их было четверо) и взрослых из своего окружения. Художник стремился сочетать реализм с особой художественной выразительностью. В его работах чувствуется тонкий психологизм и точная передача эмоционального состояния портретируемых.
В творчестве Выспяньского сильны национальные мотивы. Модерн тесно переплетается с народной стилизацией. Где мы еще увидим Мадонну в народном польском костюме на фоне васильков, или же Ахилла, похожего на польского крестьянина?

Известные картины Станислава Выспяньского: «Материнство»«Автопортрет с женой», «Спящий Метек»«Парк Планты на рассвете».

Одинокое детство
Станислав Выспяньский родился в Кракове в семье скульптора Франчишка. Мальчику было три года, когда в семье начался разлад. Материальные трудности, алкоголизм отца, частые ссоры стали нормой. Несмотря на тяжелую обстановку в доме, будущего художника окружала творческая атмосфера: мама Станислава также не была обделена талантами на ниве искусства, она сочиняла музыку и писала стихи. На тридцатом году жизни она скончалась от туберкулеза, что стало серьезным потрясением для ребенка.
В последующие несколько лет мальчик жил с отцом. Именно к этому периоду относится его самый ранний альбом с зарисовками. Большую часть времени маленький Станислав проводил в мрачной мастерской отца.
Несмотря на то, что в семействе тети Йоанны Станкевич, взявшей мальчика на воспитание, ему, видимо, жилось неплохо – в доме этих интеллектуалов Выспяньский познакомился со знаменитым художником Яном Матейко, который давал ему уроки рисования, - непростое детство впоследствии сказалось на его характере и проявлялось в отношениях с людьми. Утверждают, что на дверях квартиры в Кракове, где одно время жил художник, была помещена следующая табличка: «Здесь живёт Станислав Выспяньский, который не желает принимать посетителей». А как-то раз художник отказал потенциальному заказчику - жене известного варшавского банкира, - сказав: «Я не вижу причины, по которой вы должны иметь свой портрет». В этом – весь Выспяньский: прямолинейный и принципиальный живописец, который пишет портреты не по заказу, а по велению души.

Становление художника

В 1887 году Выспяньский поступил в краковскую школу изящных искусств, параллельно посещая курсы философского факультета Ягеллонского университета. Во время обучения учитель Ян Матейко, заведовавший тогда и школой, привлек его к росписи Мариацкого костела. Работа с полихромией, изучение готического искусства и других стилей архитектуры окажутся полезными для художника, и усвоенные принципы и приемы будут все чаще проявляться в его дальнейшем творчестве.
В то время молодой живописец много путешествовал по Польше, делал большое число набросков и эскизов. Но ему уже мало поездок по просторам своей родины: получив гонорар за работу в Мариацком костеле и стипендию школы искусств, Выспяньский отправился в семимесячное путешествие, во время которого побывал в Италии, Швейцарии, Франции и Германии. Эта поездка невероятно впечатлила художника – наконец-то он собственными глазами увидел произведения искусства, известные ему лишь по репродукциям и описаниям.
В Париже Выспянский бывал неоднократно. Он любил и боготворил этот город. Там художник посещал оперные и драматические театры. Он восторгался сокровищами Лувра, в особенности античной скульптурой. Французская столица открыла для него новые возможности в искусстве, придала импульс для развития собственного стиля. Во французской столице Выспянский учился в Академии Коларосси, которая была знаменита талантливыми педагогами и впоследствии прославилась тем, что обучала таких известных творцов, как Поль Гоген, Амедео МодильяниАльфонс Муха и не только. На польского художника особенно повлияло творчество Пюви де Шаванна с его выбеленным, словно затуманенным колоритом картин, напоминающих монументальные фрески. В это же время он познакомился с работами Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Дега, общался с Гогеном (порой они вместе посещали музеи) – все это также отразилось на творчестве польского художника.
По возвращении из Европы в 1894 году Выспяньский начал получать многочисленные заказы на оформление внутренних помещений. Например, в этот период он создал витражи для церкви францисканцев в Кракове. Эти работы отличают насыщенная цветовая гамма, флористические и орнаментальные мотивы.

Одарённый дизайнер

Выспяньский проявил себя и как дизайнер мебели и интерьеров. Он создал проекты для внутреннего убранства Дома Врачебного Общества и Дома Общества Искусства в Кракове. Все элементы интерьера, от узора вышивки портьер до дизайна канделябров, он проектировал сам. Как рассказывают современники, художник в совершенстве владел столярным, слесарным делом и ремеслом каменщика.
Помимо этого, Выспяньский проектировал огромное число витражей для соборов и церквей. Был одним из главных вдохновителей, а заодно и художественным редактором литературного польского журнала «Жизнь». В этом же журнале, кстати, были опубликованы его первые пьесы.

«Цветы – это целый мир»

Одним из главных и отличительных особенностей его творчества являются флористические мотивы. Использование растительных элементов в творчестве живописца не было подражанием модерну – стилю и художественной моде того времени. Это было выражением его глубокой любви к природе. Он хотел видеть цветы везде: на картинах, витражах, портретах. Кульминацией стало создание большого альбома из 54 листов с изображениями растений, произраставших на его родине. Этот "Гербарий" стал основой для будущих декоративных произведений художника.

Ещё одна страсть художника

Еще будучи ребёнком, Выспяньский проявлял интерес не только к рисованию, но и к литературе и театру. В двенадцать лет мальчик уже знал трагедии Шекспира и любил рассказывать о них своей тете. Он часто посещал спектакли в своем родном Кракове, а когда отправился за границу, то побывал во многих знаменитых театрах Европы. Поездки в Париж сформировали в Выспяньском еще и драматурга: им были написаны такие драматические произведения, как "Варшавянка", "Ноябрьские ночи", "Свадьба", пьесы на античную тему "Акрополь", "Мелеагр" и многие другие. Они оставили значительный вклад в истории польской литературы и театра. В 2017 году в Польше прошла акция «Всенародное чтение», во время которой во всей стране известные польские актёры читали пьесу Станислава Выспяньского «Свадьба».
Всепоглощающая любовь мастера к театру отобразилась и в его живописном творчестве. Художник активно занимается сценографией: создает проекты театрального занавеса, работает с декорациями и костюмами.

Судьба и наследие

Станислав Выспяньский получил славу и признание на родине еще при жизни: 37-летний художник - профессор Краковской Академии изящных искусств, член Городского Совета. Но в 38 лет его не стало: опасные болезни, последствия «ошибок молодости», в те годы были неизлечимы. Похороны Выспяньского сравнивали с «национальной манифестацией», и сразу после кончины мастера был создан комитет, чьей задачей был сбор произведений художника для Национального музея в Кракове. В настоящее время (с ноября 2017 до конца января 2019 года) это учреждение стало местом проведения крупнейшей ретроспективы работ культового польского мастера.

…Выспяньский родился и умер в Кракове. Этот город стал ключевым в его недолгой жизни и одной из главных тем его творчества. Конечно, провинциальный Краков не мог конкурировать с насыщенной жизнью в Европе. К тому же на родине многие замыслы художника так и не нашли воплощения. Но Выспяньский, как человек, горячо любящий свою родину, остался ей предан. Даже когда художник был за границей и восторгался европейской архитектурой, образцом для него служило искусство родного города. Он - один из немногих, посвятивших своей стране столько драматических произведений и живописных полотен. Выспяньского неофициально называли «четвёртым польским бардом» наряду с поэтами Мицкевичем, Словацким и Красиньским.