увійти
опублікувати

Олег
Мингалев

народився в XX століття • художник, колекціонер

Простота чистого цвета того же корня, что и простота чистых плоскостей визуальной Вселенной. Человеческое подражание Природе и продолжение ее в новых формах выражено в геометрических объемах архитектуры, в современной человеческой цивилизацией творимых всевозможных фактурах и текстурах, не только дополняющих, однако символически характеризующих и составляющих материальный мир.
Все-таки, живопись и в настоящее время может являться лабораторией, как она являлась таковою для великого архитектора ХХ-го ст. Ле Корбюзье, который сказал: "В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров. Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен". Я бы дополнил, что в ХХI-м веке мы уже учимся жить среди прозрачных стен наших новейших домов. Мы даже учимся жить в среде единого настроения света, который по нашей прихоти может расслаиваться на цвета радуги или доминировать вкаком-то едином излучении цвета, исходя из нужд психофизиологического воздействия, в том числе целительских. Уже давно активно практикуются в самых разнообразных сферах человеческой жизнивоздействие света (излучения) цвета, так же как и звука, или же непосредственно комбинации цвето-музыкального синтеза. Невозможно представить современные гала-концерты без применения этого ставшего коммерческим метода - монструозного детища, выпрыгнувшего из семени идеи великого композитора Скрябина, который как экспериментатор, воспринимая звук и тональность в качестве слышимого музыкального образа чувств, логически пришел к теории и практике так называемой им «цветомузыки», где цвет в синтезе со звуком мог выступать элементом, своеобразной визуализированной эмоцией, дополняющей глубину музыкального образа, либо становящейся доминантной на фоне молчания, метафоры изначальных Света и Предбытия, еще не расщепленных, еще не проявленных.
Архетипические установки человека и скрытая неосознаваемая символика цветов имеют место и в наше время, однако вследствие путаницы, возникающей вокруг цветовой символики в последнее время благодаря естественным попыткам оригинальничанья среди дизайнеров,подчас неестественным образом пытающихся шокировать ставшую бесчувственной публику, наблюдается тотальная эстетическая несуразица. В результате этого возникает всеобщаяусталость и притупленность восприятия.
Чёрно-белые сочетания, как это ни удивительно, исключают поверхностное восприятие цвета, символически представляют его сущность на качественно ином уровне, творчески заставляют домысливать в цвете черно-белое представление - будь-то в фото,графике или монохромной живописи. Тогда возникает эффект игры, когда креативный потенциал зрителя мобилизован помимо его воли.
Художники несут за свою деятельность духовно-эстетическую ответственность.Цвет может либо исцелять, либо угнетать вплоть до разрушения, впрочем как и звук, что доказал своими весьма опасными экспериментами великий маг Гурджиев. Великий поэт Гёте повышал себе настроение очками с желтыми стёклами. Признано, что красный цвет способствует образованию красных кровяных телец. Желто-зеленый цвет убивает вредные вирусы и бактерии, попутно укрепляя костную ткань, синий цвет снимает температуру и успокаивает нервную систему. Желтый успокаивает нервы, улучшает пищеварение. Фиолетовый лечит селезенку, активирует лимфы и придает силы. Оранжевый способствует образованию легочной ткани, активизирует деятельность желез. (Так утверждает индийский врач, доктор медицинских наук Хадиали (институт спектрохрома в Нью-Джерси). Тысячелетиями сочетания цветов в мандале служат целительной медитации и расширению сознания. В средневековье мастит, скарлатину и различные воспаления лечили обёртыванием в красную ткань. Как утверждает Г.Браэм, синий цвет в силу своей «холодной» энергетики отталкивает насекомых. В красных теплицах растения развиваются в четыре раза быстрее.
Лаборатория современного живописца может поставить себе задачей выражение субъективного сознания при помощи цвета, либо благодаря чёрно-белому сочетанию.
Лаборатория современного живописца своим минимализмом и стремлением к чистоте и простоте изначальной идеи может являться реакцией на пестроту и несуразицу засилия рекламы.
Метод художника – ответ этой эпохе и потому всегда преодолевающий и осваивающий хаос.
Метод художника – это алхимическая сумма синтезов, торжествующая над тотальным лево-полушарным типом мысли и дела. Современная цивилизация благодаря подвижничеству художников и учёных имеет шанс вырваться из плена и тлена рационализма, породившего таких химер, как коммунизм и тоталитаризм всемирного пресловутого общества потребления.
2011