Искусствовед Максимилиан Волошин написал статью о творчестве киммерийского художника
Константина Богаевского, которого ценил и во взгляде на мир которого видел много близкого и понятного. Вся эта фантастически-геологическая, мифически-историческая структура крымской земли питала и самого Волошина:
«…Киммерия проработана вулканическими силами. Но гнезда огня погасли, и вода, изрывшая скаты, обнажила и заострила вершины хребтов. Коктебельские горы были средоточием вулканической деятельности Крыма, и обглоданные морем костяки вулканов хранят следы геологических судорог. Кажется, точно стада допотопных чудовищ были здесь застигнуты пеплом… Если к этим основным пейзажам Киммерии присоединить еще мускулистые и разлатые можжевельники Судака, пещерные города Бахчисарая да огромные ломбардские тополя и ясени Шах-Мамая, пред высотой которых степной горизонт кажется низким и плоским, то перед нами все элементы, из которых сложились пейзажи Богаевского». И пейзажи самого Волошина, может быть даже в большей и страстнейшей степени, чем пейзажи исследуемого им художника.
Философ Павел Флоренский называл акварели Волошина метагеологией, а сам Макс очень гордился, что первыми ценителями его картин стали геологи и планеристы, а один его сонет напечатали в крымском журнале о виноградарстве. Это было важным показателем точности, настоящести и заземленности его картин. И не менее важна была одновременно их медитативность, их ирреальность, вдохновленная японскими гравюрами, с которыми Волошин много и увлеченно работал в Париже. Пейзаж как наука, земля как религия.
Волошин верил в обожествленность всех природных стихий, был
«всебожным, всюдубожным», верил в духов земли, духов воды, духов неба, духов огня.
«А ты знаешь, Марина, что наша кровь — это древнее море…», - вспоминает Марина Цветаева из длинных разговоров и долгих хождений. Этот пантеизм Макса был глубоким, гармонизирующим и наполняющим все окружающее его пространство.
Связь Волошина с Крымом была мистической и взаимной, местные боги говорили с ним и давали понять, что слышат его. В 1913 году в Коктебеле произошло географическое чудо: внезапно случившийся оползень разрушил склон скалы Кок-Кая. Из залива стал отчетливо виден новый горный силуэт – профиль поэта, художника, любимца всех местных крестьян, хозяина Крыма Максимилиана Волошина.
Автор: Анна Сидельникова