Original   Auto-Translated
Развертывание свитка впечатлений

Слышу слово «работа» из уст художника Алексея Анда, увлеченно рассказывающего посетителям о своих представленных произведениях в последний день персональной выставки «Evolutio». Этот пассаж про «работу» в области художественного творчества показался мне знакомым. Я согласен с тем, а именно об этом шел разговор художника со зрителем, что знак равенства между творчеством и работой не поставишь. Все дело в нюансах слова. Но мне нравится слово «работа», не люблю слово «вдохновение». С многочисленными оговорками, разумеется, - это долгий разговор о терминах.

Уже на следующий после выставки день я понял, точнее, вспомнил, почему меня задело слово «работа», сказанное Алексеем Андом на его выставке. Потому, что года три тому назад как раз в рецензии на выставку Алексея Анда в галерее на Андреевском спуске я и писал о «работе» в заметке «Траектория выставки: Взвешивающий письмена». Писал, что работа в области духа, как ее можно понимать, имманентна Анду как художнику. Повторяться не буду, и от слов своих не отказываюсь. Мне нравятся слова «работа», «труд», «ремесло», «умение», «знание» и греческое понятие «техне» с его богатой семантикой. И за мастером, таким как Алексей Анд, стоят не только слова, но и, так сказать, значения оных слов, воплощенные в дело рук. А недавно закончившаяся персональная выставка Алексея Анда «Evolutio» в галерее «Білий Світ» лишь подчеркивает сказанное и сейчас, и ранее.

Как и прежде, на выставке можно было увидеть старые и новые полотна автора. И Данте Алигьери, и Стива Джобса. Лично мне, как консерватору и ретрограду, отрадно возвращаться к знакомым произведениям Алексея Анда. Разворачивать и сворачивать собственные впечатления и интерес к произведениям художника. Кстати, и само слово «evolutio» в эпоху незадолго до Данте, обозначало процесс развертывания свитка в процессе его чтения. Сегодня слово «эволюция» обозначает процессы изменения в самом широком смысле, а «бедный» гвельф Данте Алигьери об этом не мог и подозревать. Жизнь действительно меняется, меняются смыслы слов, и история продолжается. Все куда-то и зачем-то эволюционирует. Или это нам только кажется. Вот об этом-то и думалось перед портретом Данте. И вообще, на выставках Алексея Анда хорошо думается. Не говоря уже про радость для глаз.

Артур Грелль