Original   Auto-Translated
ЖЖ 2008-01-02 Новогодняя каша
В Новый Год было много политических разговоров, хотя встречал скорее с поэтами, чем с политологами. Впрочем, меня это устраивало. Я боялся веселья. Правда Емелина какой-то социолог упорно убеждал, что он де – зеркало получше ВЦИОМа и что он как раз пишет сейчас текст об этом для Нового Мира. Какой-то неизвестный мне поэт допытывался про Осмоловского: типа эти его абстракции – честное искусство или симулякр. Таня Щербина укоряла нас за "связь с Крыловым". Я пытался объяснить, что идеология не есть качество человека в отличие от таланта. Что идеология меняется, или наше отношение к ней, а вот ум, талант, доброта – человеку более-менее присущи. Лева Рубинштейн сказал, что чувство юмора, самоирония – прививка от "злодейства". Я ему предложил выкладывать в ЖЖ его карточки по одной. Чтоб читатели включились в игру и писали "за него" его стихи. Сказал, что азартен и боится погрязнуть в этой игре. Емелин прочел свое "письмо Мэру Лужкову" – гениальное. Я раньше не слышал. Шишкин пьяный кричал: "Сева это оно. Ты нащупал. Надо так продолжать." Что продолжать, так никто не понял. Девушки наши напились как-то раньше нас. На следующий день с АЕС-ами и Рубинштейном придумали фонд, который будет отправлять наших мракобесов на неделю в Италию: неделю в Риме, неделю – Помпеи, Флоренция, Венеция и т.д. Говорили о Гутове – о том, что он самый яркий сегодня художник, но недооценен. Светка Конеген признавалась в любви. Арбатова сказала, что ее журнал взломала Юденич, и что она мне докажет. Остальные допытывались у меня, "что с нами будет". Я не знал, но что-то связно говорил. Сел за руль пьяный вдупель.

ЖЖ 2008-01-08 Выживает живучий
У Зиновьева нашел очевидную для меня, но не сформулированную до сих пор мысль
Выживает не сильнейший, а наиболее живучий/ иногда самый ничтожный

ЖЖ 2008-01-10 «Сумерки» Глуховского
«Сумерки» Глуховского напомнили мне самого себя в 15-16 лет. Я тоже писал романы о спасении человечества. И о том, как жить, как будто ты вечен, хотя мысль о смертности приходит каждый раз перед сном. Кстати, и Зиновьев напоминает мне себя в молодости. Но уже лет так 25.

ЖЖ 2008-01-10 О Москве
Если бы Москва лежала на берегу моря, взял бы обет не покидать её.

ЖЖ 2008-01-11 О детских играх
Ребенок, играющий сам с собой, – это писатель Игра нескольких детей — это драматургия. Один пишет синопсис создает фабулу, а потом каждый прописывает диалоги Вообще получается, что писатель – главная профессия Или это только для русских все в конце концов сводится к литературе? Жизнь такого-то драматична, полноценна — значит годится для романа, жизнь того — для памфлета или оперетки. Путин, я думаю, только и думает сейчас, каким героем он будет выведен в романе Димы Быкова – плохим, хорошим неважно, важно — масштабным, глубоким, а не плоским и предсказуемым. Игроком, а не инструментом. Возвращаясь к Еве: она сочиняет либо мыльные оперы про несчастную любовь с хэппи-эндом, либо продолжение Гарри Поттера. У нее здесь уже полно подружек, и я, наконец, понял и почти разделил озабоченность церкви: Гарри Поттер — это их все. Целое поколение, для которого Гарри Поттер — это и Ленин, и Иисус Христос, и Пушкин с Толстым, и Гагарин с Менделеевым.

ЖЖ 2008-01-18 Банальные истины
Бангкок напомнил и подтвердил несколько банальных истин:
- много золота всегда выглядит, как самоварная медь;
- первое впечатление практически всегда ложное, а первое решение — практически всегда верное;
- спор двух успешных мужчин под пятьдесят – самое бессмысленное времяпровождение.

ЖЖ 2008-01-22 «Одноклассники»
Завёл аккаунт на «Одноклассниках». Первые итоги. Вчера выпивали с другом моих первых студенческих лет. Как слетелись с разных планет. Но удивительно, насколько одинаково мы ощущаем себя и всё вокруг. Не зря, видимо, дружили. Нашел, наверное, свою первую девушку. Ну то есть я не помню, был ли кто-нибудь до нее, но с ней я "дружил" в 11 лет.

ЖЖ 2008-01-26 О Высоцком для Русского журнала
«Эпоха, о которой вы говорите, вся была фальшивая. И было всего несколько голосов, которым все доверяли. Вот эта его как бы безыскусность, эта хрипотца — это то, чему можно было доверять. Когда вам в любви признаются, важна ведь не красота слога, а то, искреннее оно, это признание или нет. Верите вы ему или нет. Практически никому не верили. А Высоцкому верили».

ЖЖ 2008-01-29 Лытдыбр
Врач мой пошел на профессиональный риск и, так как ничего не помогает, решил познакомить меня с собратьями по «больной голове». Первая встреча. Молодой, полноватый парень. Очень богатый. Ну то есть реально один из первых в постсоветской России наследников. Не заработавших свое «богатство», а получивший его. Неглупый. О себе говорит:
«Во мне нет ничего особенного, что бы подсказало чем заниматься. Если бы не состояние, я, наверное, работал бы таксистом, а может, и для этого предпринимательской жилки не хватило бы. Но в моем положении занятие должно что-то давать кроме денег или вместо денег. Я даже тратить их не умею. Ну то есть не знаю на что. На ребенка? Много не потратишь, да и опасно баловать».
Ему хватило ума (или неуверенности в себе) в течение года заниматься тем, что он подыскал трех людей, которые полностью занимаются его наследством (юрист, бизнесмен и финансист). Для того чтобы что-то финансировать самому, даже в качестве благотворителя или спонсора, говорит, надо, чтоб тебя это как-то задевало. В искусстве не разбирается, неинтересно. Политика? Ну пусть политики занимаются. «Я даже не знаю, правый я или левый. Или, например, кто из политиков таким как я свой, а кто враг». Церковь? Да. Ходит. Воцерковленный. Пытался общаться. Но там просто «дай денег и отвали». На что? Богу деньги не нужны. Чем заполняет время? Смотрит по два-три фильма в день. Есть фильмы, которые смотрел десять раз, не меньше. «Могу монологи из фильмов наизусть, а языки не даются. Я думал было уехать куда-то жить заграницу. Пытался язык учить – не получается. Неинтересно».

ЖЖ 2008-01-31 О справедливости
«Справедливость не в том, чтобы получать поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну». (А. И. Гельман) В принципе я с отцом не согласен. Почему человек более одаренный должен получать больше? Ему и так от природы дано много. Это не справедливо.
Справедливость – понятие бесконечно неоднозначное и искусственное. Для одних одно, для других — противоположное. В Европе это еще имеет какой-то общий смысл. Например, "добиться более справедливой зарплаты". В России, где культуры переговоров между работодателем и работником нет, справедливость — пустой звук. Здесь не бороться за справедливость надо, а взывать к совести. Типа "рынок совести не отменяет" или там "имейте совесть, товарищи акционеры".
Совесть — это уже не абстракция, не философское понятие, а человеческое качество. Еще в русской традиции надо иметь стыд

ЖЖ 2008-02-04 «Одноклассники»-2
Я так и не понял, что делать с «Одноклассниками». Так как единственно интересным оказалось угадывание в фотках взрослых дядь и теть своих товарищей, решил там свои портреты собирать.

ЖЖ 2008-02-08 Камень с души сняли
«Выполняя рекомендации консилиума медицинских специалистов по дальнейшему лечению подсудимого Василия Алексаняна в специализированном стационаре, согласно выданному Департаментом здравоохранения г. Москвы направлению, больной госпитализирован из больницы СИЗО № 1 ("Матросская тишина") в профильную больницу».
Все это время было как-то совсем тошно. Сказать нечего, повлиять невозможно. Чувствуешь себя заложником. Дело даже не в сочувствии к больному человеку, а в страхе перед машиной. Мне казалось, что это я. Какая-то библейская история.

ЖЖ 2008-02-11 Телеформат
У товарища юбилей. На широкую ногу. Лещенко, казачий хор. Гостей много, поэтому видимо, решили позвать тамаду. Тину Канделаки. Я ее помню, когда только Леша Роднянский пришел на СТС, — такая симпатичная девушка, умела слушать, вопросы точные задавать. А тут превратила день рождения в телевикторину: шутки пошловатые, вид "я звезда". Видимо, работа в телеке (кроме отдела документальных фильмов, пожалуй) практически любого человека под себя форматирует. Удивительно другое: что люди хотят в жизни, "как в телеке".

ЖЖ - 2008-02-11 О братьях Якеменко
Они (оба брата) действительно однажды были у меня в кабинете. Уговаривали отказаться от презентации книжки Лимонова. Думаю, что и избили меня из-за этой презентации, а не из-за «Синих носов». Мне казалось, что в интересах братьев скрывать этот случай, но Борис Якеменко уже второй раз дает всем понять, что был у меня. Всё-таки брат Вася поумнее будет.

ЖЖ 2008-02-11 Объяснительная
Готовлю выставку "Бедное искусство". Идея родилась в Перми и для Перми. Под воздействием деревянной скульптуры в местном музее. Ну то есть собрать железяки и деревяхи всякие.
Осмоловский сегодня говорит: «Супер выставка, но название – слишком буквальный перевод с итальянского Арте-Повера». Обьясняю: голод он тоже двух типов бывает. Один человек на диете сидит, худеет и от того голодает, другой от того, что есть нечего. Примерно так же и наше "бедное искусство" от их "арте-повера" отличается.

ЖЖ 2008-02-16 Ева готовится к важной встрече
Сейчас придет в гости Сюзан Гудман. Куратор одного музея в Нью-Йорке. По семейной легенде, это Сюзан подтолкнула нас к идее родить еще одного ребенка в немолодом, скажем так, возрасте. Так что Ева волнуется. «Получается, папа, это она виновата, что я есть? Я ей покажу свои рисунки чтоб она не жалела».

ЖЖ 2008-02-17 Про брата Пашу
Сегодня ДР у моего брата Паши. Он лучше меня. Во-первых, моложе на 7 лет. Во-вторых, у него модная профессия — сценарист. Он, в отличие от меня, грамотен. То есть по-русски пишет без ошибок, учился в Пеппердайн Юниверсети, так что возможно и по-английски без ошибок. Наконец, он холост.
Мы с ним познакомились, когда мне было 14, а ему 7. У нас мамы разные. С тех пор дружим. Когда я был бедным студентом (отец держал в черном теле), он экономил деньги, что ему давали на такси, и совал мне трешки.
Сейчас мы пойдем выпивать вдвоем. Игорька помянем.

ЖЖ 2008-02-17 О происходящем
Виктор Мизиано все-таки молодец — точно сформулировал не только суть работ Дубоссарского и Виноградова, но и суть происходящего в стране: "встреча" советской и капиталистической системы в период упадка обеих.

ЖЖ 2008-02-19 Рабочее
Давал сегодня часовое интервью BBC на английском. Муки адовы. Пытался отказаться, мол, это я про политику запросто на чужом языке, а про искусство — тут и на своем языке часто слова ищешь. Как бы то ни было, мозг лихорадочно формулировал мысли попроще, чтоб не спотыкаться при переводе. На первый вопрос, какие перемены в русском искусстве произошли за 17 лет существования галереи, сформулировал:
1990-1993 – слом старой машины (союз художников + художественный фонд) и создание небольшого коммьюнити профессионалов, формирующих новый мейнстрим;
1993-1998 – изменения касаются собственно самого искусства. Появление и активность большой группы художников, чье творчество сегодня, собственно, и олицетворяет русское искусство;
1998-2003 – появление на сцене русских коллекционеров, активистов (чаще активисток) искусства, становление рынка;
2003-2007 – участие государства: биеннале, Русский музей, Третьяковка, позже Эрмитаж и Пушкинский. Госпремия в области современного искусства.
Наконец, этап, которого мы все ждем, с неопределенной датой: появление широкой заинтересованной публики.

2008 год, часть 2