Original   Auto-Translated
ЖЖ 2005-01-05 Исчезновение путинской харизмы
Проблема исчезновения харизмы у Путина сегодня видится мне в том, что он стал совпадать со своим амплуа. Чувствует себя беспечно легко в кресле президента, хотя человек не может и не должен так себя чувствовать — в таком нечеловеческом месте, наделенном нечеловеческой властью и нечеловеческой ответственностью.
2017А что тут комментировать? Даже фраза «Она утонула» — свидетельство не жестокости, а легкости: он искренне верил, что непосредственные реакции – это то, чего от него ждут.

ЖЖ 2005-01-10 Об аналитическом отношении к реальности
Принимать реальность, даже если она неприятна, важное качество для аналитика. Ведь от тебя требуются решения, а не причитания о том, что "все несправедливо". Например, ситуация России в мире? Ну что толку в истерике по поводу того, что ветер дует не в нашу сторону? Надо уточнить его направление и двигаться галсами.
2017Мысль на первый взгляд наивная, но удивительным образом наше правительство её всё ещё не воспринимает. Мы по-прежнему боремся за лидерство, хотя никакого лидерства – ни в экономическом, ни в политическом смысле — нет. А мысль-то на самом деле об адекватности.
Вообще надо сказать, что это одна из главных претензий к Путину – это неадекватность. Его действия становятся злом именно потом, что он неадекватно оценивает страну, себя, и т.д., и т.п.

ЖЖ 2005-01-14 О сексе в Совке
Прочитал новость: "Пентагон разрабатывал секс-бомбу" (в прямом смысле слова). Видимо, в 1980-х ее на нас таки сбросили. Помню, это было единственное стоящее занятие в совке.
2017И чтение. Собственно говоря, секс – это была единственная зона, где власти не сильно тебя контролировали: ты мог проявлять себя достаточно свободно. Это была своего рода форма протеста.

ЖЖ 2005-01-16 О соревновательности в искусстве
Искусство —не спорт. Но соревновательность очень полезная вещь. Для выставки "Россия-2" каждый хотел сделать ключевую работу (может, кроме АЕС, которые просто развили старый проект), и получилось просто супер. То есть выставка интересней, чем концепция и журнал. Предвкушение успеха.
2017Я думаю, что современное искусство по сути своей – диалог. Это может быть сотрудничество, может быть соревнование, но в любом случае художник – не одиночка, который что-то создаёт, а человек, который активно коммуницирует, в первую очередь, со своими коллегами. Более конкурентной среды, чем искусство, нет в принципе. В Москве 7 тысяч художников, а в истории московского искусства этого времени – условно 50 мест.

ЖЖ 2005-01-19 Про искусство и деньги
На самом деле, тема более интересная, чем искусство и политика. Сегодня узнал, что работа Дамиана Херста - акула в формалине - продана в Нью-Йоркский Гугенхайм за 10 лимонов баксов. За что заплатили американцы? Не за имя Херста, который, хоть и очень известен, но его работы на ярмарках стоят 300-700 тысяч... Рональд Фельдман (в свое время галерист Уорхола, Бойса, Кабакова) в 1992 году "учил меня": "Быть галеристом очень просто, главное научиться непринужденно выговаривать "миллион долларов". А эта работа? Эта работа уже зарезервирована. Но есть эта, из той же серии, и стоит всего один миллион долларов". Еще он рассказывал, как продал (еще в доинтернетную эпоху) по телефону 7 работ Уорхола, которых еще не было. Уорхолу для какой-то затеи нужно было много денег, и он решил у Рона их одолжить. Рон в ответ: "Нет проблем, можешь сделать семь портретов самых известных евреев?". Уорхол согласился. Рон в течение суток их продал, описав по телефону: "Энди сделал портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Энштейна. Представляешь? Всего один миллион долларов".
2017Красота! Хорошая история. У меня, правда, такого не было. Даже Илью Кабакова я продавал максимум за 800000, а эту фразу так и не произнёс. Впрочем, и на процент от работ Кабакова мы купили квартиру в Чикаго, где сейчас живёт Ева.

ЖЖ 2005-02-04 О зависти
Завидую няне — она целый день проводит с моей дочкой. Завидую художникам — они могут быть бескомпромиссными. Завидую сыну — он молод и красив. В юности больше всего завидовал спасателям на пляже — все лето на море, и еще деньги за это получать.
2017 Мечта, надо сказать, реализовалась: я живу на море, и когда мои маленькие детки купаются, я за ними заинтересованно слежу – считай, что спасатель. Парадоксальным образом я, к тому же, снова чувствую себя молодым. В 45-46 лет у меня был кризис среднего возраста – я чувствовал себя пожилым. А теперь, 10 лет спустя, снова молод. Это у меня такой «возраст счастья».
Если говорить серьёзно, меня очень волнует поворот, связанный с новыми технологиями в медицине. Я понимаю, что люди следующего поколения точно будут пользоваться генетической медициной, управлять своим организмом и продлевать свою жизнь. Просто чувствую, что в течение 15 лет произойдёт очень много цивилизационных изменений. И завидую тем, кто станет наблюдателем всего этого. Впрочем, не теряю надежду и сам дожить.

ЖЖ 2005-02-10 Об иерархии идентичностей
Я мужчина, отец, муж, сын, 40-летний, арт-деятель, русскоязычный, гражданин РФ, атеист, коллекционер, ЖЖист, курящий, полный, очкарик, любитель моря, еврей, абонент МТС.
2017Отец, сын, муж, русскоязычный, возраст счастья, гуманитарный инженер, новый черногорец, блогер, турист по своей собственной жизни, человек, живущий сегодняшним днём.
«Я мужчина» в 2005 году относилось к личной жизни. По крайней мере, когда я писал это в 40 лет, я имел в виду, что я – активный мужчина, который знакомится, вступает в отношения, завязывает романы. А когда Настя забеременела Егоркой, стало совершенно ясно, что я нашёл своего человека, и больше в таком качестве себя другим не предлагаю.

О вере
Я на самом деле всё ещё сомневающийся, ищущий. Вопрос существования Бога подразделяется для меня на несколько вопросов, например, на вопрос о творце. Сотворен ли мир? Существует ли загробная жизнь? Христианские заповеди – результат социальных процессов или даны свыше? Наблюдают ли за нами выше и существует ли грех как повод для наказания? Существует ли душа отдельно от тела человека? На каждый из этих вопросов у меня есть ответ, и не всегда этот ответ звучит просто как «да» или «нет». Когда я говорю «атеист» или «верующий», это значит лишь, что думающая машинка склонилась в одну или другую сторону. А к церквям это не имеет никакого отношения, и дети мои не крещены. В юности пару лет я причислял себя к толстовцам как к религиозному течению. Но с тех пор я самостоятельно решаю для себя эти вопросы. РПЦ – это институт со своими задачами, а фигура Христа – отдельна.

ЖЖ 2005-02-20 Не бери неположенного
Есть такой Толя Белкин. Я его искусством не интересовался, хотя он вроде был человеком с хорошим вкусом, просто меня не трогало. Зато мы вместе типа выпивали, болтали всегда, когда я в Питер приезжал. В этот раз он сделал выставку в Эрмитаже. Сразу после Кабакова. Ну то есть вершина для художника. Но выставку чудовищную. И теперь после этой выставки я не знаю, что он должен сотворить, чтобы как-то нивелировать впечатление. Видимо, Эрмитаж крышу снес. Не было бы этой выставки, думаю, слава о нем, как о неплохом художнике, так и жила бы. Хороший урок: не бери то, что тебе не положено, даже если обстоятельства "удачно складываются" и само в руки идет.
2017Толя – удивительно обаятельный человек. Иногда лёгкий характер всё компенсирует. Ничего не произошло: люди забыли эту выставку, она не пошла ему на пользу, но и во вред не пошла.
Вообще же очень многих подводит это: слишком яркое освещение показывает изъяны. Это одна из абсолютных истин, наравне с «художник всегда прав» и «время важнее места». Периодически жизнь предлагает тебе чужое, особенно, когда ты становишься известным. Появляется разница между тем, что ты есть на самом деле, и что о тебе думают. Для меня таким чужим всегда было старое искусство – предлагали заниматься им, зарабатывать, и коллекционеры охотнее его покупают. Я однажды почти соблазнился идеей создать «Гельман Антик». Но мне интересно общаться и тусоваться с живыми, и работал я всегда не с картинами, а с художниками. И чужое не взял. Теперь меня спрашивают, не скучно ли в Черногории, а я не понимаю, как может быть скучно, когда Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Абрамович посадила меня к себе на коленки?

Об искусственном интеллекте
Всё это происходит на фоне Цукерберга с Маском. Илон Маск пугает мир искусственным интеллектом (начнётся и будет не оставновить), а Марк говорит, что от искусственного интеллекта будет польза, и закрыл их он, скорее всего, потому что это нефункционально.
Когда я был маленьким, мы придумывали разные способы говорить так, чтобы нас не понимали взрослых. Как игра — это интересно. А если говорить всерьёз, существует этическая проблема того, что нынешний человек – не есть венец творения, он скорее творец венца.
Наша воля часто ограничивается: иногда другими людьми, иногда нами самими. Например, шлагбаум закрывается автоматически и не пускает нас, но если мы понимаем его логику, мы это принимаем.
Есть права человека, а есть права разумного существа. Мы с этим уже столкнулись, когда речь шла о животных.
Многие наши предшественники позавидовали бы нам: мы наблюдаем, какой резкий поворот совершает человечество.

О цене вопроса
1 марта 1986 года был отменён закон о тунеядстве. С того времени я ни разу не был в ситуации гарантированной, понятной жизни: заработка, работы. И даже когда казалось, что вот оно наступило, становилось понятно, что за гарантии надо платить лояльностью. А за свободу – отсутствием стабильности, чтобы не сказать неуверенностью в завтрашнем дне.
Я фактически отказался от общественной роли, а значит, и от права быть оппозиционером – нравоучать и прочее. Недавно Маслов уехал заграницу – как частное лицо он поступил правильно, а вот как политик права такого не имел.

О прототипах
Я стал героем многих книг. Первым был Александр Житинский, который написал роман «Галерист всея сети». Я в 1996 году вошёл в сеть, а он вывел меня как человека, который может всё превратить в произведение искусства и потом упаковать и продать. Из поэтов первым был Вознесенский со стихотворением «Уберите Ленина с денег», когда мы с Парфёновым и Китаевой сделали проект «Новые русские деньги». А потом пошло-поехало: у Липскерова, у Проханова, много писали про пермский проект. И в поэзии целый сонм поэтов. Немиров сделал очень классную музыку «На вокзале Гельман». Я себя, конечно, в этих персонажах не узнаю. Людям непонятно современное искусство, непонятны политтехнологии, и они себе достраивают. Это достраивание гораздо больше меня. Я оказался очень удобным для этого персонажа. У Пелевина, кстати, в «Generation P» есть целая глава, где я продаю пустоту: приглашаю всех на выставку, а там только ценники без работ. Когда снимали кино, мне предложили сыграть самого себя, но я отказался: я не против профанации, но не готов участвовать в ней лично. В последнее время, увы, я вдохновляю плохих писателей. А дружок мой Володя Сорокин ничего не написал – наверное, хорошо ко мне относится: я же везде персонаж скорее отрицательный, чем положительный, чего и не стесняюсь.

2005 год, часть 2