Знаменитый американский художник Джефф Кунс и Центр Помпиду выплатят штраф за производство и демонстрацию плагиата. А коллекционер, который продал через Sotheby’s подделку «под Пармиджанино» вернёт аукционному дому кругленькую сумму.

Французский суд постановил, что Джефф Кунс скопировал идею рекламной кампании французского модного бренда Naf Naf. Создатель рекламы Франк Давидовичи подал иск за плагиат фотографии «Fait d'Hiver» («Сделано зимой») 1985 года. На ней изображена девушка с раскинутыми руками, лежащая на снегу, и стоящая над ней свинья-спасатель с бочонком рома на шее. Скульптура американского художника в точности копирует снимок – вплоть до причёски модели и выражения её лица. Правда, Кунс добавил свинье венок и поставил рядом с ней пингвина.
Фотография из рекламной кампании французского модного бренда Naf Naf 1985 года


Кампания Naf Naf носила то же название – Fait d'Hiver. Американец сделал четыре копии своего произведения, одна из которых была продана за 4,7 млн долларов на аукционе Christie's в Нью-Йорке.

Давидовичи подал в суд на Кунса после того, как скульптура была выставлена в Музее Помпиду в Париже в 2014 году. Суд постановил, что художник и учреждение должны выплатить истцу в общей сложности 135 тыс. евро в качестве компенсации. Кроме того, корпорация Jeff Koons LLC понесла наказание в размере 11 тыс. евро за воспроизведение свиньи на сайте художника, а издательство Flammarion было оштрафовано на 2000 евро за продажу книги, в которой содержалась работа.

Всего сумма штрафов эквивалентна 168 тыс. долларов.

Скульптура Джеффа Кунса «Сделано зимой» перед продажей на аукционе Christie’s в 2007 году. Фото: Emmanuel Dunand / AFP


При этом суд не постановил изъять скульптуру, как того требовал Франк Давидовичи.


Картина «Святой Иероним», выдаваемая за работу Пармиджанино и признанная подделкой. Источник: Sotheby's

А суд в Нью-Йорке постановил, что коллекционер, который продал через Sotheby's поддельную картину «Святой Иероним», должен вернуть аукционному дому 1,2 млн долларов. Обвиняемый Лионель де Сен-Дона-Пурьер выставил полотно как произведение мастера маньеризма Франческо Пармиджанино в январе 2012 года. Следующие четыре года работа не вызывала подозрений до тех пор, пока французские власти не изъяли экспонаты на выставке коллекции князя Лихтенштейна в Центре искусств Комон в Эксе. До этого подделка демонстрировалась в Метрополитен-музее и в Музее истории искусств в Вене как оригинал.

Вердикт суда был вынесен после того, как независимый эксперт – по иронии судьбы, нанятый ответчиком – заявил, что «Святой Иероним» был написан в ХХ веке. Это последний юридический поворот в ещё не закончившемся скандале с подделками под старых мастеров, который фокусируется на французском коллекционере Джулиано Руффини.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artnet News и Artdaily