«Спасена для нации» – под таким заголовком лондонская Национальная галерея опубликовала сообщение о приобретении одной из ключевых работ итальянского художника XVIII века Бернардо Беллотто. Учреждение купило панораму «Крепость Кёнигштайн с севера» за 11,67 млн фунтов стерлингов (около 14,8 млн долларов) у 19-го графа Дерби, в чьей семье полотно находилось примерно 200 лет. В прошлом году аристократ решил продать сокровище, и государство наложило временное вето на экспорт с тем, чтобы картина осталась в стране.

Галерея заплатила на 670 тысяч фунтов стерлингов больше первоначальной цены в качестве компенсации за обесценивание английской валюты после референдума о выходе Британии из Евросоюза.



Бернардо Беллотто. Крепость Кёнигштайн с севера
Крепость Кёнигштайн с севера
Бернардо Беллотто
1756, 132.1×236.2 см
Луи де Сильвестр. Портрет короля Польского, курфюрста Саксонского и великого князя Литовского Августа III
Портрет короля Польского, курфюрста Саксонского и великого князя Литовского Августа III
Луи де Сильвестр
1733, 118×114 см

Картины Бернардо Беллотто входят в число величайших произведений искусства XVIII века, и «Крепость Кёнигштайн с севера», несомненно, является одним из лучших примеров. Масштабная (132,1 х 236,2 см) панорама изображает древнюю цитадель неподалёку от Дрездена. Это один из пяти видов бастиона, заказанных королём Польши и курфюрстом Саксонии Августом III приблизительно в 1756 году. Ещё два входят в коллекцию Художественной галереи Манчестера, один принадлежит Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а последний остаётся в собственности графа Дерби.

Слева: Луи де Сильвестр, "Портрет короля Польского, курфюрста Саксонского и великого князя Литовского Августа III" (после 1733). Дворец-музей короля Яна III в Вилянове, Варшава

Из-за Семилетней войны, которая изменила баланс сил в Европе, король так и не получил заказанную им серию. Все пять картин были вывезены в Великобританию, вероятно, ещё при жизни Беллотто. Там они оставались до 1993 года, пока одну не продали галерее в Вашингтоне.


Бернардо Беллотто. Крепость Кёнигштайн
Крепость Кёнигштайн
Бернардо Беллотто
1758, 133×235.7 см
Один из видов крепости Кёнигштайн (1756 - 1758) кисти Бернардо Беллотто, который ныне входит в коллекцию Национальной галереи искусств в Вашингтоне

Бернардо Беллотто родился в Венеции в 1722 году. Уже в 16 лет был принят в Венецианскую гильдию художников, а 1748 году получил пост придворного живописца короля Августа III с самым высоким окладом, который когда-либо выплачивался художнику при саксонском дворе. После начала Семилетней войны Беллотто перебрался в Вену и Мюнхен, затем вернулся в Дрезден, а последние 13 лет жизни провёл в Варшаве.

Сейчас нам довольно трудно различить венецианские виды Беллотто и его дяди-учителя Антонио Каналя по прозвищу Каналетто, но отличия есть. На картинах племянника более серебристый свет, более прохладная палитра, а полотна масштабнее, даже если прототипом для них служили работы его родственника. Один из отличительных признаков произведений Беллотто – использование техники импасто (густого наложения краски), особенно в небе, где широкие мазки обозначают облака и меняют свет на горизонте.

Слева: автопортрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Бернардо Беллотто в виде венецианского посла. Фрагмент картины из Национального музея в Варшаве



Сегодня Беллотто лучше всего известен своими видами Северной Европы и серией пейзажей, написанных для Августа III в первый дрезденский период. Эти панорамные композиции характеризуются сильным контрастом света и тени, а также повышенным вниманием к архитектурным деталям. Точность их передачи такова, что поздние картины художника с изображением Варшавы сыграли решающую роль в реконструкции города после Второй мировой войны.
Директор Национальной галереи в Лондоне Габриэле Финальди рассматривает новоприобретённый пейзаж Беллотто «Крепость Кёнигштайн с севера». Фото: National Gallery via The Artnewspaper


Покупка пейзажа «Крепость Кёнигштайн с севера» во многом стала возможна после того, как лондонская Национальная галерея не смогла приобрести «Портрет молодого человека в красной шапке» Якопо Понтормо. Учреждение собрало необходимые 30 млн фунтов стерлингов (37 млн 350 тыс. долларов), но владелец картины, американский миллиардер Джеймс Хилл, расторг соглашение из-за падения курса фунта. Бизнесмен пояснил, что поскольку сделка зафиксирована в британской валюте, он понесёт значительные убытки.

Сейчас «Крепость Кёнигштайн с севера» выставлена в отдельном зале Национальной галереи на Трафальгарской площади. А в начале 2018 года она переместится в зал 38, где будет висеть рядом с произведениями венецианцев Антонио Каналетто и Франческо Гварди.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне, The Artnewspaper и artdaily.com. Главная иллюстрация: размещение пейзажа Бернардо Беллотто «Крепость Кёнигштайн с севера» в зале Национальной галереи; фото National Gallery via dumbartonreporter.co.uk