Необычный взгляд на пастельную живопись XVIII века предлагает Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В центре внимания выставки «Пастели в деталях» – картины, состоящие из отдельных листов, склеенных вместе. Такой приём позволял художникам того времени увеличивать площадь работ, скрывать свои ошибки и составлять композиции из отдельных фрагментов, например, писать голову модели отдельно от остального туловища.

Все экспонаты на выставке сопровождаются специальными картами, позволяющими посетителям увидеть отдельные фрагменты.




1.1. Шарль-Антуан Куапель, «Автопортрет» (1734). Музей Гетти, Лос-Анджелес
1.2. Аделаида Лабий-Гийар, «Голова молодой женщины» (1779). Музей Гетти, Лос-Анджелес

В XVIII веке бумагу производили вручную, и листы растягивались не более чем на ширину рук изготовителя. Художники-пастелисты поначалу писали картины небольших размеров. Но, по мере возрастания конкуренции с масляной живописью за портретные заказы, некоторые начали создавать более масштабные картины, склеивая несколько листов бумаги. Посетители выставки «Пастели в деталях» получили возможность внимательнее изучить технику того времени.



«Составление нескольких листов бумаги дало возможность художникам увеличить площадь своих работ и создавать всё более грандиозные композиции», – говорит директор музея Тимоти Поттс.


Жан-Батист Перронно. Портрет Теофиля ван Робэ
Портрет Теофиля ван Робэ
Жан-Батист Перронно
1770, 74.3×57.5 см

В коллекции Музея Гетти находится самая большая картина пастелью, созданная в XVIII веке, – «Портрет члена магистрата Габриэля Бернарда де Риё» (1739 – 1741) Мориса Кантена де Латура. Эта масштабная работа (два метра в высоту и полтора в ширину) составлена из двенадцати бумажных листов. Художник потратил много часов, изображая детали костюма заказчика и роскошный интерьер. В результате получилось произведение, которое соперничает с картинами современников де Латура, выполненными маслом на холсте.



Сейчас портрет находится в центре выставки, которая объясняет, как были созданы эти великолепные объекты.


Морис Кантен де Латур. Портрет члена магистрата Габриэля Бернарда де Риё
Портрет члена магистрата Габриэля Бернарда де Риё
Морис Кантен де Латур
1741, 200.7×149.9 см

Помимо увеличения масштабов картин техника «сборки изображений» дала возможность художникам писать отдельные фрагменты композиции, а затем составлять их вместе, как в Photoshop’е. Наиболее ярко это демонстрирует «Портрет Людовика XV в доспехах перед Турне», который тот же Кантен де Латур создал в 1745 году. Голову своего венценосного натурщика художник написал отдельно от остального портрета, а затем вклеил на отведённое ей место. Это, несомненно, позволило сэкономить время монарха и при этом сохранило живое сходство.

1.1. Морис Кантен де Латур, «Портрет Людовика XV в доспехах перед Турне» (1745). Частная коллекция
1.2. Шарль-Антуан Куапель, «Портрет дамы за шитьём» (1746). Частная коллекция
Поскольку пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
трудно стереть и она прощает ошибки значительно меньше, чем масло, с помощью наложения листов друг на друга художники могли внести исправления или изменения в первоначальные версии. Для «Портрета дамы за шитьём» (1746) художник Шарль Антуан Куапель собрал вместе четыре больших листа и добавил полоски по краям. Но самое интересное в этой работе – браслет натурщицы, украшенный медальоном с изображением её супруга. Этот крошечный «портрет-в-портрете» сделан на отельном фрагменте бумаги. Вероятно, художник был недоволен ранней версией этой детали и заменил её новой.

Специально для этой выставки кураторы и реставраторы музея создали карты, которые помогают зрителям проследить отдельные листы. «Стыки между ними зачастую тщательно скрыты под густо наложенным пигментом или маскируются элементами отделки. Поэтому наши карты, размещённые на ярлыках экспонатов, помогут посетителям идентифицировать разные составные листы», – пояснила куратор Эмили Бини.
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Джона, лорда Маунтстюарта
Портрет Джона, лорда Маунтстюарта
Жан-Этьен Лиотар
1763, 114.9×90.2 см





Выставка «Пастели в деталях» в Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе продлится до 29 июля 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея Пола Гетти. Главная иллюстрация: Фрэнсис Котс, «Портрет Джозефа и его брата Джона Галстонов» (1754), Музей Гетти в Лос-Анджелесе