Два нью-йоркских института, Музей современного искусства (MoMA) и Neue Galerie совместно получили автопортрет Паулы Модерзон-Беккер (1876 – 1907), одной из первых экспрессионисток и пионерок немецкого авангарда XX века. Работа стала подарком MoMA от супругов Дебры и Леона Блэк, а «Новой галерее» – от Рональда Лаудера.

Картина 1907 года, которая сейчас вывешена в MoMA, – это самая старая работа художницы в этом музее.



Паула Модерзон-Беккер. Автопортрете с двумя цветами в поднятой левой руке
Автопортрете с двумя цветами в поднятой левой руке
Паула Модерзон-Беккер
1907, 55.2×24.8 см

На «Автопортрете с двумя цветами в поднятой левой руке» Модерзон-Беккер изобразила себя беременной дочерью Матильдой, с рукой на животе. Художница умерла в том же 1907 году от эмболии в возрасте 31 года.

После неё осталось около 700 картин – включая портреты её супруга, живописца Отто Модерзона и её друзей, писателя Райнера Марии Рильке и его жены, скульптора Клары Вестхоф – а также 1000 работ на бумаге.

«Это единственный автопортрет Паулы Модерзон-Беккер в Соединённых Штатах и единственная её картина в нью-йоркской галерее», – сказала Энн Темкин, главный куратор MoMA.

Кураторы музея утверждают, что эта картина – первый известный автопортрет беременной женщины.

Слева: Паула Модерзон-Беккер, «Автопортрете с двумя цветами в поднятой левой руке» (1907). MoMA / Neue Galerie, Нью-Йорк

Первая ретроспектива Модерзон-Беккер в Соединённых Штатах прошлf в 1958 году в Galerie St. Etienne в Нью-Йорке. Позже это же учреждение вновь представляло её работы в 1983-м и 2015 годах. «Во время показа 2015 года MoMA уже искал значительную картину Модерзон-Беккер, но, как говорила Энн Темкин, что это должна быть «правильная» работа, – цитирует artnet News директора «Галереи Сент-Этьен» Джейн Каллир. – Они нашли действительно великолепную работу – один из последних автопортретов художницы из периода, который большинство историков искусства считают самым сильным».



Стоимость полотна неизвестна. «Цены на Модерзон-Беккер неуклонно растут, но в последние годы на рынке не было работы такого качества, насколько я знаю», – добавила Каллир.


Паула Модерзон-Беккер, «Сидящая старуха» (1899 - 1902). Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
, 25,6 х 21,3 см. MoMA, Нью-Йорк


Аукционный рекорд для картин Модерзон-Беккер составляет 525 тыс. евро. За такую сумму берлинский аукционный дом Grisebach GmbH продал в 2013 году «Девушку, сидящую на стуле с ребёнком на коленях на фоне сельского пейзажа» (ок. 1904). Автопортрет впервые купил в 1919 году берлинский коллекционер Уго Симон, а теперь музеи получили его от потомков коллекционеров Пола и Эльзы Шпек.



В настоящее время MoMA владеет четырьмя гравюрами Паулы Модерзон-Беккер, но в институте нет её живописных произведений.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам news.artnet.com