Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея. Камерная выставка "Пейзажи Виктора Васнецова" стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века. Экспозиция начнет свою работу 18 мая 2017 года.

География 29 этюдов Виктора Васнецова, представленных на выставке, очень широка: зрители увидят работы, написанные художником в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина "Затишье" (1881, Третьяковская галерея). Изюминка выставки - фотографии из мемориального фонда художника. Ну, и для любопытных посетителей и поклонников таланта Виктора Васнецова отметим, что большая часть этюдов из собрания Дома-музея экспонируется впервые.
Виктор Васнецов. "Затишье". 1881. 


"...Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года, захворав от петербургских туманов и усердной учебы, он приехал к родным в Рябово — отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью, да задержался, а потом еще, и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость, призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее, от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа, в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку, к Саше. В Петербург прибыли уже вместе..." - биография художника в Артхиве также подкрепляет географию его пейзажей.




Представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком понимании природы, свойственном мастеру - замечательное следствие воспитания будущего художника его отцом, сельским священником. Уже в юные годы Вкитор Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата, художника Апполинария Васнецова, много рисовал "по впечатлению". Из ранних работ на выставке представлены этюды "Вятские места" (1870-е) и "Хвойный лес" (1874).
Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова - это камерные сюжеты: одинокое дерево, неброские цветы ромашки или ярко-розовые свечки иван-чая. 

Виктор Васнецов. "Ромашки" (фрагмент). 1916

В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин "Аленушка" (1881) и "Богатыри" (1898). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина "Затишье", на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Виктор Васнецов. "Пруд в Ахтырке". 1880.
Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше к картине "Аленушка" (1881, Третьяковская галерея).

Виктор Михайлович Васнецов. Аленушка
Аленушка
Виктор Михайлович Васнецов
1881, 173×121 см
Виктор Васнецов. "Аленушка". 1881. (Работа не представлена на выставке)

На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Будущая выставка в доме-музее Виктора Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом, в котором художник неоднократно писал этюды.
На фото - Дом-музей В.М.Васнецова. 


Виктор Васнецов. "Поляна". 1900-е


Выставка "Пейзажи Виктора Васнецова" в Доме-музее художника
работает с 18 мая по 17 сентября 2017 года




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. "В окрестностях Абрамцева". Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше , 1890-е, картон, масло. Дом-музей В.М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.




Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. "В окрестностях Абрамцева". Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше . 1890-е. Картон, масло. Дом-музей В.М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.