Этот шедевр итальянского Возрождения Олдос Хаксли 90 лет назад назвал «величайшей картиной в мире». Благодаря словам писателя, фреска×
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
читать дальше
Пьеро делла Франчески «Воскресение Христа» была спасена во время Второй Мировой войны. Вспомнив определение своего соотечественника, британский артиллерийский офицер отказался обстреливать город Сансеполькро, где она хранится. И вот пришло время очередных изменений в судьбе шедевра...

Теперь в списке спасителей произведения эпохи итальянского Ренессанса появится ещё одно имя.


Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа
Воскресение Христа
Пьеро делла Франческа
1460, 225×200 см

Трогательная история



Делла Франческа написал «Воскресение» где-то между 1450-м и 1465 годами для украшения ратуши тосканского города Сансеполькро, ныне превращённой в музей. Этот евангельский сюжет был выбран, скорее всего, неспроста: название Sansepolcro переводится как «Святая Гробница», и усыпальница Христа является символом города. 

Однако спустя некоторое время кто-то приказал закрасить фреску, и около двухсот лет она находилась под слоем штукатурки. После её расчистили, и оказалось, что работа делла Франчески прекрасно сохранилась.

«Она сияет со стен чистыми, изысканно сдержанными цветами, правда, не такими свежими, как прежде. […] Нам не надо напрягать воображение, чтобы представить себе, как она была прекрасна: она перед нами во всём своём блеске — величайшая картина в мире», — написал Хаксли в 1925 году.


На картине изображён Иисус, чьё «тело греческого атлета», как определил его писатель, возвышается над четырьмя спящими солдатами: «они составляют две стороны треугольника, сходящиеся вместе, а вершина треугольника — лицо восставшего Иисуса Христа». Пейзаж на фоне разделён на две части: зимнюю, символизирующую смерть до Пришествия, и весеннюю, которая напоминает о новой жизни после Воскресения. Считается, что в одном из римлян у ног Иисуса, втором справа, – делла Франческа изобразил себя.


Слева: Пьеро делла Франческа, фрагмент фрески «Воскресение Христа». Предполагаемый автопортрет художника

Во время Второй мировой войны британский офицер-артиллерист Тони Кларк не подчинился приказу открыть огонь по Сансеполькро, вспомнив эссе Олдоса Хаксли. Кларк достаточно долго не уступал давлению начальства, – пока немецкие оккупанты не ушли, и обстрел города потерял смысл. В благодарность местные жители назвали улицу в его честь.

Перспектива vs перспектива



Сегодня фреска×
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
читать дальше
«Воскресение Христа», созданная 550 лет назад и спасённая 70 лет назад, снова в опасности. Столетия грязи и влажности оставили следы на картине, краска отслаивается, трескается и обесцвечивается.

1.1. Пьеро делла Франческа, фрагмент фрески «Воскресение Христа», «зимний» пейзаж
1.2. Пьеро делла Франческа, фрагмент фрески «Воскресение Христа», «весенний» пейзаж

Причём восстановление может сделать картину ещё более необычной, чем она показалась Хаксли. Недавняя трёхмерная компьютерная реконструкция с использованием двадцати неинвазивных методов показала, что грязь и обветшание «съели» значительную часть перспективы.

Вместе с тем, стремление очистить средневековый шедевр, сделать его ярче и привлекательнее, порой приводит к тому, что с произведения исчезают метки времени.



Так произошло, в частности, с фресками Микеланджело после реставрации Сикстинской капеллы в 1980-х. Как указывает британский арт-критик Джонатан Джонс, многие старые работы нуждаются в реставрации, но есть хрупкое равновесие между стремлением восстановить произведение искусства и модернизировать, обновить его.
Фрагмент фрески Микеланджело до и после реставрации. Фото via The Guardian


«Реконструкции — это опасная одержимость, которая нуждается в обуздании. Большинство проектов — ни что иное, как помпезные акты саморекламы», — заявил эксперт в статье по поводу мобильного приложения по сбору средств Patrum, выпущенного Ватиканом.



Тем не менее, перспектива получить совершенно новое произведение меркнет перед перспективой увидеть оригинальный шедевр делла Франчески. Так что те, кто хочет спасти «Воскресение Христа», взялись за дело. Но это немалые деньги!

Привилегия платить



Жёсткая экономия практически высушила все источники госфинансирования искусства в Италии, и теперь реставраторы ломают головы над новыми схемами с привлечением частного капитала. В ситуации с картиной делла Франчески на помощь пришёл итальянский бизнесмен Альдо Ости, живущий в Швейцарии. Он пожертвовал половину из 200 тыс. евро, необходимых на двухлетнее восстановление.

1.1. Крыло имени Джона Сайнбери Национального музея в Лондоне
1.2. Нью-йоркская городская опера имени Дэвида Коха

Такой вид благотворительности, привычный во многих странах, давно стал редкостью в Италии, где государство считает себя хранителем культурного наследия. Современные итальянские богачи не могут последовать примеру древнеримских императоров, которые давали свои имена форумам. Хотя современная история знает примеры увековечения имён меценатов. Так, у Национального музея в Лондоне есть крыло, названное в честь владельца супермаркетов Джона Сайнбери, а в Нью-Йорке государственный театр Линкольн-центр, «дом» городской балетной труппы, был переименован в честь Дэвида Коха, выделившего 100 млн долларов на реставрацию здания.
Открытие фонтана Треви в Риме после реставрации в ноябре 2015 года. Фото: nbcnews.com


Тем не менее, тяжёлая финансовая ситуация вынуждает итальянское правительство к переменам. Богачей поощряют делать пожертвования на сохранение художественных ценностей. Однми из самых ярких случаев называют участие фирмы Tod's в реставрации Колизея и модного дома Fendi – в восстановлении фонтана Треви. При этом обе компании получат всего-навсего возможность повесить именные таблички рядом с достопримечательностями и использовать памятники архитектуры в своей рекламе – да и то лишь несколько лет.

В случае с «Воскресением» делла Франчески всю реставрацию по-прежнему проведёт государство, а Альдо Ости лишь получил привилегию помочь в её оплате. Да-да, именно привилегию. Предпринимателю не будет позволено рекламировать свой бизнес за счёт шедевра.

Слева: меценат Альдо Ости. Фото via comune.sansepolcro.ar.it

Но его имя останется в истории в одном ряду с другими спасителями фрески – Олдосом Хаксли и Тони Кларком. А это, согласитесь, уже немало.



Ну а все желающие смогут наблюдать за реставрационными работами со специально возведённой в музее платформы или через мобильное приложение.

И напоследок – ещё одна цитата из эссе Олдоса Хаксли: «Она величайшая, со всех точек зрения величайшая, потому что создавший её человек был благороден и честен, равно как и талантлив. Она трогает меня больше всех остальных картин, так как у её автора было больше, чем у любого другого художника, тех черт характера, которыми я восхищаюсь в первую очередь, а его эстетические устремления — из тех, какие я, по своей природе, лучше всего понимаю».



В статье использованы материалы агентства Reuters