В Мадриде проходит крупная ретроспектива творчества прекрасного испанского художника, чье имя озарило искусство 19 века и уверенно зазвучало во всей Европе после смерти великого Гойи. Экспозиция в Мадриде – первая монография Фортуни, которую организует музей Прадо, выставляя в своих залах 169 полотен, 67 из которых впервые покинули свои музейные и частные коллекции.

Выставочные залы разместили работы Мариано Фортуни в хронологическом порядке так, что зритель, проходя через них, может исследовать весь творческий путь художника, и понять, какие мастера, школы, культуры повлияли на его творчество.




Мариано Фортуни-и-Карбо. Любитель гравюр
Любитель гравюр
Мариано Фортуни-и-Карбо
1856, 47×66 см

В первых залах нас встречает юный Фортуни, который учится в Риме на стипендию муниципалитета Барселоны и оттачивает свое академическое мастерство, закладывая прочный фундамент, на котором будет основываться весь его путь мастера-виртуоза. Уже здесь 23-летнего молодого художника отличает замечательное чувство цвета, глубокое понимание формы, его любовь к акварельной технике, его тонкая кисть, которая зачастую совмещает в себе и живописный мазок и графический штрих, а также его страсть к деталям, драпировкам и орнаменту.

Эта страсть полностью захватит все его существо в Африке, куда он, сразу после Рима, будет послан волонтером на 2 года для зарисовок эпизодов испано-марокканской войны. Об этом периоде нам рассказывает следующий выставочный зал, где кроме военных сцен, появляются сцены арабского быта, арабские типажи и где царят особый цвет, свет и колорит северной Африки.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Арабская фантазия
Арабская фантазия
Мариано Фортуни-и-Карбо
1867, 52×67 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Битва в долине Вад-Рас (эпизод войны в Африке)
Битва в долине Вад-Рас (эпизод войны в Африке)
Мариано Фортуни-и-Карбо
1861, 54×185 см

Жизнь в Марокко ощутимо повлияла на всё последующее творчество художника. Даже после того, как он возвращается в Европу, африканские мотивы продолжают проходить ярким лейтмотивом по всей партитуре его творчества. Свои арабские фантазии он рисует по воображению и по памяти с невероятной точностью натурных сессий. Именно за эту любовь к знойной экзотике и восточным мотивам рядом с именем Мариано Фортуни в книгах по искусству обычно пишут: "художник-ориенталист".
Мариано Фортуни-и-Карбо. Одалиска
Одалиска
Мариано Фортуни-и-Карбо
1861, 56×81 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Верблюд
Верблюд
Мариано Фортуни-и-Карбо
20×35.7 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Сесилия де Мадрасо
Сесилия де Мадрасо
Мариано Фортуни-и-Карбо
XIX век, 52×38 см

Период с 1863 по 1868 годы складывается для художника благоприятно: в Мадриде он получает заказ на потолочную роспись резиденции королевы Изабеллы II, в Мадриде же он находит и свою любовь. Фортуни и женится на Сесилии Мадрасо - к слову, она весьма кстати оказывается дочерью известного испанского художника Фредерико Мадрасо – придворного художника и директора музея “Прадо”. Эта свадьба, разумеется, укрепляет положение Фортуни в обществе и в художественной среде.

Слева: Мариано Фортуни, "Сесилия де Мадрасо"

Отдельный зал на выставке отведен под офорты Мариано Фортуни: в его графике 1865 - 1869 годов все так же доминируют арабские мотивы. Ещё в своём первом путешествии в Африку художник осознал, что офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
- наиболее подходящая техника, для того чтобы передать загадочный мир этой удивительной страны.

В технике офорта главные художественные ориентиры для Фортуни – РибераРембрандт и Гойя, он заочно учится у этих мастеров. В своих записях художник однажды напишет: “С каждым днем я нахожу все больше общего между тем, что искал Гойя и тем, что ищу я”.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Араб, покрывший тело своего умершего друга
Араб, покрывший тело своего умершего друга
Мариано Фортуни-и-Карбо
1866, 21.6×41 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Отшельник
Отшельник
Мариано Фортуни-и-Карбо
1869, 37.7×50.4 см

Благодаря своей дружбе с известным торговцем картинами Адольфом Гупилем Фортуни добивается международного признания. Период с 1868-1870 год – пиковый отрезок карьеры мастера и невероятный взлет его творчества. В это время создаются знаменитые жанровые картины художника “Викарий” и “Выбор модели”, которые приносят ему громкую славу. Это достаточно большие полотна со сложными многофигурными композициями, которые можно рассматривать часами, ведь “конек” Фортуни - это детали. Их также отличает поистине импрессионистским колорит и особая выразительность персонажей.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Курильщик опиума
Курильщик опиума
Мариано Фортуни-и-Карбо
1869, 38.4×49.8 см

С 1870 по 1872 год художник проводит в Гранаде. Специфический цвет андалузской земли, выжигающий улицы полдень... Мастер снова погружен в столь любимую им атмосферу востока. Педро де Мадрасо, - испанский художник, поэт, искусствовед, издатель, - пишет о Фортуни: “Он часами пропадал в восхитительных залах царей грандского эмирата - там он медитировал, искал вдохновения и новые идеи, которые потом с мастерством воплощала в жизнь его удивительная кисть”.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Старая мэрия Гранады
Старая мэрия Гранады
Мариано Фортуни-и-Карбо
1873, 35×48 см

Одна из лучших картин Фортуни - “Трибунал Альгамбры”. Это очень медитативная вещь: несмотря на то, что сюжет описывает судебный процесс над заключенными, картина не вызывает ощущения гнетущей драмы. Все здесь затаилось и замерло: Фортуни наполил свое полотно застывшим светом и обжигающим воздухом, а малахитовые витражи×Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. читать дальше и плитка словно затягивают зрителя в сказки из “Тысячи и одной ночи”.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Трибунал Альгамбры
Трибунал Альгамбры
Мариано Фортуни-и-Карбо
75×59 см

Последние два года жизни художник живет с семьей в Италии, большей частью на побережье Неаполя в Портичи. Работы этого периода наполнены невероятной нежностью. Семейный уют, любовь, гармонии и умиротворения - таковы ориентиры Фортуни. В это время мастер достигает финансового благополучия и может себе позволить писать лишь то, что ему интересно. Нередко главными действующими героями работ художника становятся члены его семьи.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Дети художника в японской гостиной
Дети художника в японской гостиной
Мариано Фортуни-и-Карбо
1874, 44×93 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Сад в усадьбе Фортуни
Сад в усадьбе Фортуни
Мариано Фортуни-и-Карбо
1877, 40×28 см

Работа "Сад в усадьбе Фортуни" была закончена после смерти художника другим мастером, Раймундо Мадрасо (Raimundo de Madrazo).


Мариано Фортуни-и-Карбо. Обнаженный мальчик на пляже в Портичи
Обнаженный мальчик на пляже в Портичи
Мариано Фортуни-и-Карбо
1874, 13×19 см

Акварели Фортуни становятся деликатными по цвету и живут на тонких цветовых отношениях. В них Фортуни одним из первых применяет приемы японских акварелистов, что также дает основание думать о нем как о предвестнике импрессионизма.


Мариано Фортуни-и-Карбо. Автопортрет
Автопортрет
Мариано Фортуни-и-Карбо
1858, 62.5×49.5 см

Неожиданно для всех в 1874 году, среди безоблачных итальянских пейзажей на фоне тёплой семейной неги в семье Фортуни разразилась трагедия. Художник заболевает малярией, которая вскоре уносит его жизнь. Но имя его продолжает звучать: сын художника, названный по испанской традиции так же, как и отец - Мариано Фортуни и Мадрас, стал продолжателем славы этой фамилии в 20 веке. Фортуни-младший был знаменитым модельером, изобретателем формулы уникальной ткани, о котором так же можно написать отдельную статью.

Слева: Мариано Фортуни, "Автопортрет"

Возвращаясь в выставочные залы музея Прадо, отметим, что художник Фортуни был широко известен в России в 19 веке. Павел Чистяков, один из самых талантливых русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами испанца.



В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища “Фортуни” за акварельную технику, напоминающую приемы испанского мастера.



Мариано Фортуни-и-Карбо. Портичи
Портичи
Мариано Фортуни-и-Карбо
1874, 32×46 см

Сам Михаил Врубель в одном из писем так описывает свою работу над акварелью “Натурщица”: “...Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мною утверждается в Академии”
.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт
Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт
Мариано Фортуни-и-Карбо
1862, 28×44 см

Не только на Врубеля повлиял Фортуни. Серов также обращал свое внимание на испанца, Репин и Поленов восторженно отзывались о нем. Вот слова Поленова, который посетил в 1875 году в Париже посмертную выставку работ Фортуни: “...меня лично охватил и поглотил один художник, произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время «…» Он соединяет со строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным, чувством цвета (его картины, если так можно выразиться, серебристо-перламутровые) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только и бывает, и потому до поразительности новое и своеобразное».

Репин тоже был впечатлен: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света».
Мариано Фортуни-и-Карбо. Идиллия
Идиллия
Мариано Фортуни-и-Карбо
1868, 31×23 см
Мариано Фортуни-и-Карбо. Маскарад
Маскарад
Мариано Фортуни-и-Карбо
1868, 44×62 см

Современные поклонники искусства, похоже, согласны с мнениями знаменитых мастеров: экспозиция в музее Прадо пользуется огромной популярностью.



Выставка работает с 21 ноября 2017 до 18 марта 2018 года.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Автор: Наталья Макшеева