Выставка, которая случается «однажды в жизни», проходит этим летом в Музее Ашмола в британском Оксфорде. «Рисунки Рафаэля» – это подборка 120 редких работ художника эпохи Возрождения, который считается одними из величайших старых мастеров. За свою 500-летнюю жизнь экспонаты стали настолько хрупки и чувствительны к свету, что их редко выставляют даже в их "родных" коллекциях.

«Такая необыкновенная подборка не показывалась публике
с 1983 года, когда Британский музей демонстрировал выставку рисунков из британских коллекций», – подчеркнула Кса Стурджис,
директор Музея Ашмола.



Рафаэль Санти. Этюд к росписям Лоджии Психеи. Три Грации
Этюд к росписям Лоджии Психеи. Три Грации
Рафаэль Санти
1518, 20.3×26 см

1.1. Рафаэль Санти, "Мать и дитя" (XVI век). Музей Ашмола, Оксфорд
1.2. Рафаэль Санти, "Мадонна с гранатом" (1504). Галерея Альбертина, Вена

Помимо 50 работ из собственной коллекции Ашмола, крупнейшего собрания рисунков в мире, кураторы заимствовали 25 работ из Альбертины в Вене, а также экспонаты из Королевской коллекции, Британского музея, галереи Уффици во Флоренции


Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины. Этюд для музы Полигимнии фрески "Парнас" дворца понтифика в Ватикане
Портрет молодой женщины. Этюд для музы Полигимнии фрески "Парнас" дворца понтифика в Ватикане
Рафаэль Санти
1511, 30.4×22.2 см


.

Кроме того, один частный американский коллекционер одолжил «Голову музы». Рисунок установил мировой аукционный рекорд для работ художника в 2009 году, когда был продан на торгах Christie's за почти 30 млн фунтов стерлингов.



Слева: Рафаэль Санти, "Голова музы" (полное название - "Портрет молодой женщины. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше для музы Полигимнии фрески "Парнас" дворца понтифика в Ватикане"), 1511. Частная коллекция

Рафаэля называли мастером ещё в подростковом возрасте. Он умер в 1520 году в возрасте 37 лет измученный слишком большим количеством работы или, как настаивал историк-сплетник XVI века Джорджо Вазари, слишком большим количеством секса.

Вазари также писал, что Рафаэль был столь же гениален, как Микеланджело, но приятнее: в нём сочетались "искусство и характер".


Рафаэль Санти. Избиение младенцев. Эскиз
Избиение младенцев. Эскиз
Рафаэль Санти
1510, 23.2×37.7 см
Рафаэль Санти. Этюд молодого мужчины, несущего старика на спине, для фрески "Пожар в Борго"
Этюд молодого мужчины, несущего старика на спине, для фрески "Пожар в Борго"
Рафаэль Санти
1514, 30×17 см


Среди клиентов Рафаэля были князья и папы, а его рисунки были вожделенными для коллекционеров как при жизни художника, так и сейчас. Он послал один эффектный рисунок двух обнажённых мужчин своему немецкому современнику Альбрехту Дюреру. Тот пояснил, что итальянец хотел «показать ему свою руку».

Анжеламария Ачето, которая делала исследования для выставки, сказала: «Поскольку он много работал, делал столь много, и, казалось, настолько легко справлялся со всем, за что брался, создалось впечатление, будто его рисунки были чисто прагматическими, просто подготовительным работами для картин. Мы, конечно же, не отрицаем связи с полотнами, – но это не просто рабочие наброски, они сами по себе являются произведениями искусства».



Слева: Рафаэль Санти, "Этюд молодого мужчины, несущего старика на спине, для фрески "Пожар в Борго"" (1514). Галерея Альбертина, Вена

«Мы приглашаем зрителей взглянуть, присмотреться и увидеть радость и страсть, которые он вложил в рисунки», – добавила искусствовед.


Рафаэль Санти. Эскизы головы и рук для изображения Св. Троицы
Эскизы головы и рук для изображения Св. Троицы
Рафаэль Санти
1505, 21.1×27.4 см

Некоторые из рисунков выставлены таким образом, что на одной стороне можно увидеть законченную работу, а на обратной – наброски, сделанные быстрыми штриховыми линиями.



«Сколько рук у этого ребёнка? – Ачето показывает на множество набросков красным мелом. – Это мозговой штурм рисунка, он пытается разобраться, как он думает, но его руки не успевают за мозгом».
Рафаэль Санти. Эскиз ангела для росписи купола Капеллы Киджи
Эскиз ангела для росписи купола Капеллы Киджи
Рафаэль Санти
1513, 19.7×16.8 см

Исследование показало, насколько тщательно выстроены некоторые композиции. Среди прочего Рафаэль пользовался тупым стилусом, чтобы оставить на бумаге едва заметные углубления.

На выставке представлены наброски голов и рук двух апостолов, которые, как полагают, были сделаны всего за несколько недель или даже за несколько дней до смерти Рафаэля. Их называют самыми красивыми рисунками в мире. Многие, в том числе и кураторы, говорят, что они даже лучше, чем картина в Ватикане, которую подмастерья художника заканчивали уже после его безвременной кончины.
Рафаэль Санти. Этюд к картине "Преображение". Головы и руки апостолов
Этюд к картине "Преображение". Головы и руки апостолов
Рафаэль Санти
1520, 49.9×36.4 см

Выставка «Рисунки Рафаэля» в Музее Ашмола в Оксфорде продлится до 3 сентября.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Подготовлено по материалам официального сайта Музея Ашмола, газеты The Guardian