Этим летом Институт искусств Чикаго представит крупную выставку «Гоген: художник-алхимик». Собрание из 240 работ расскажет о французском постимпрессионисте не только как о выдающемся живописце, но и как о скульпторе, керамисте, гравёре и декораторе. Экспонаты для показа прислали ведущие мировые музеи, а исследования, проведённые при подготовке к экспозиции, привели к неожиданным открытиям.

«Название «Гоген-алхимик» отражает его умение поставить материалы, которые ассоциируются с ремеслом, на службу современному искусству, а также переходить от одного материала к другому, чтобы сделать что-то совершенно новое и современное», – подчёркивает старший куратор Института искусств Глория Грум.





Творчество Поля Гогена (1848 – 1903), который известен, прежде всего, изображениями женщин в идиллических таитянских пейзажах, охватывало весь земной шар. Проведя раннее детство в Перу, он вернулся с матерью во Францию, 17-летним юношей поступил в ученики к лоцману на торговое судно и следующие шесть лет путешествовал по миру. После возвращения на родину начал коллекционировать картины и понемногу писать сам, в 1870-х завёл дружбу с Камилем Писсарро. Однако неуживчивый – агрессивный и высокомерный – характер не давал художнику поддерживать длительные отношения с кем бы то ни было.



Слева: Поль Гоген в 1891 году. Фото: akg-images

«Этот человек сам себя назначил гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью… И за каким чёртом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдёт натуру и в Париже — дело не в экзотической мишуре, а в том, что у тебя в душе», – однажды сказал Писсарро журналисту Шарлю Морису.
Поль Гоген. Желтый Христос
Желтый Христос
Поль Гоген
1889, 92.1×73.3 см





Периодические «набеги» Гогена на прикладное искусство были так же непредсказуемы, как и метания по миру. В Институте искусств Чикаго, помимо картин, будут представлены скульптуры, резьба по дереву и мебельный декор. Выставка станет крупнейшей на сегодняшний день публичной презентацией керамических работ художника: 26 из 60 известных нам изделий его авторства.

Среди них – «Автопортрет в виде кувшина», который был создан в 1889 году после двух травматических событий. Первым была ссора с Ван Гогом, когда голландец отрезал себе часть уха, вторым – обезглавливание печально известного убийцы Прадо, чью казнь Гоген наблюдал несколько дней спустя.
Гоген изобразил себя с закрытыми глазами и разорванным ухом. Глазурь, словно кровь, стекает с лица и застывает на шее. Голова напоминает посмертную маску, а форма указывает на то, что она была отделена от тела гильотиной, как в случае с Прадо. Многие искусствоведы отмечают, что ни одна фотография не передаёт то воздействие, которое производит сосуд в реальности.

«Этот мрачный образ, созданный при очень высоком градусе, как буквально, так и образно, сплавляет жизнь, миф и историю в незабываемый символ опустошённого человека», - написал критик Лорел Гаске в 1989 году.

Слева: Поль Гоген, "Кувшин в форме головы, автопортрет" (1889). Датский музей искусств и дизайна, Копенгаген

«Автопортрет в виде кувшина» прислал в США Музей искусств и дизайна в Копенгагене. Другие экспонаты прибыли из Музея Орсе в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне, галереи Тейт, Национальной галереи Шотландии, Новой глиптотеки Карлберга в Копенгагене, других учреждений и частных коллекций.
Поль Гоген. Спящая Кловис
Спящая Кловис
Поль Гоген
1884, 46×55.5 см

Посетители выставки «Гоген: художник-алхимик» познакомятся и с неожиданными открытиями, которые сделали реставраторы Института искусств при подготовке к показу. Оказалось, что многие эскизы из альбомов Гогена, которые сейчас кажутся выполненными коричневыми чернилами, первоначально были сделаны фиолетовыми, но изменили цвет со временем. Искусствоведы считают, что то же произошло и с красками на многих холстах.

«Рассмотрев, например, частицы жёлтой краски на рентгене, учёные обнаружили флуоресценцию. Теперь мы думаем, где могли бы поправить цвета, но это будет сделано с величайшей осторожностью», – сказала Глория Грум.



1.1. Поль Гоген, "Предки Теаманы" (1893). Институт искусств Чикаго
1.2. Поль Гоген, "Таитянская Ева" (1892). Музей Гренобля, Сен-Мартен-д'Эр

Однако никто не ограничивал фантазию кураторов в том, чтобы популяризировать выставку за пределами галереи. В частности, чикагская компания Burnt City Brewing выпустит ограниченную партию эля «Золотой алхимический», который во время экспозиции будет продаваться в музейных кафе и других заведениях города. А в магазине при галерее можно будет купить шарф, саронг или помаду, специально разработанные американским дизайнером Анной Сюи по мотивам произведений французского художника. Организаторы вернисажа считают, что таким образом смогут «оживить изобретательный и экспериментальный дух Гогена».

В 2016 году для привлечения публике к выставке, посвящённой Винсенту Ван Гогу, сотрудники Института искусств воссоздали знаменитую спалью в Арле, где могли пожить все желающие


Поль Гоген. Певица
Певица
Поль Гоген
1880

Выставка «Гоген: художник-алхимик» в Институте искусств Чикаго откроется 25 июня и будет работать до 10 сентября. Затем экспонаты переместятся в парижский Большой дворец.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Института искусств Чикаго, classicchicagomagazine.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: Поль Гоген, "День бога" (1894), Институт искусств Чикаго