Ярмарка Frieze Masters, которая в этом году проходит в Лондоне с 5 по 8 октября, соблазняет коллекционеров художественными сокровищами на любой вкус – как недавнего, так и далёкого прошлого. Одно из самых ярких предложений, по мнению «Артхива», сделала лондонская галерея Jean-Luc Baroni – на её стенде выставлен рисунок на странице из таитянского дневника Поля Гогена. Цена артефакта эквивалентна 675 тысячам долларов США.

По свидетельству artnet News, практически любой объект на ярмарке стоит в районе 750 тысяч (плюс-минус 100 тыс.) долларов.




Поль Гоген – художник с одной из самых ярких и противоречивых биографий XIX века – создал сказочные воспоминания об экзотических местах, где побывал во время своих путешествий, зачастую смешивая реальность в вымысел. Сюжеты многих его картин базируются на рисунках из дорожных альбомов. Их Гоген использовал как своего рода палитру концепций, смешивая и сопоставляя визуальные идеи так же, как смешивал краски.
Поль Гоген. Автопортрет с нимбом
Автопортрет с нимбом
Поль Гоген
1889, 72.9×51.3 см


Страница, предложенная на Frieze Masters, происходит из записной книжки, которую Гоген брал с собой во время обеих знаменитых поездок на Таити. Этот лист даёт представление как о фрагменте биографии, так и свободном ассоциативном стиле работы художника. Слева коричневой тушью и акварелью изображена пара леопардов. Этих животных он видел вместе с Винсентом Ван Гогом в 1888 году в Арле, когда туда приезжал знаменитый зверинец. Справа – рисунок молодой таитянской женщины. Его Гоген набросал во время создания картины «Потеря девственности (Пробуждение весны)», где пару обнажённой женщине составляет лис.

Слева: Поль Гоген, «Автопортрет с нимбом» (1889). Музей декоративного искусства, Париж

Читайте также: Обнаружены уникальные фотографии Гогена, сделанные на Таити


Поль Гоген. Потеря девственности (Пробуждение весны)
Потеря девственности (Пробуждение весны)
Поль Гоген
1891, 90×130 см

На обратной стороне страницы находится схематичный автопортрет в профиль, а также рисунки двух женщин в бретонских костюмах. Этих крестьянок Гоген первый раз увидел во время своей поездки в Бретань в 1887 году. Очевидно, он снова и снова со временем возвращался к этой странице, добавляя новые штрихи к первоначальным наброскам.

После смерти Поля Гогена его дорожные альбомы приобрели некоторую кратковременную известность, когда художник Пако Дуррио, преданный покровитель живописца, выставил их на Осеннем салоне в Париже. Позже эта страница вошла в выдающуюся частную коллекцию в Портленде (штат Орегон, США). Теперь коллекционеры на Frieze Masters в Лондоне могут мысленно присоединиться к художнику в его легендарных путешествиях.

Напомним, в сентябре 2017 года во Франции и франкоязычных регионах Швейцарии состоялась премьера фильма «Гоген», где заглавную роль сыграл выдающийся актёр Венсан Кассель. Фильм рассказывает о бегстве художника от моральных кодексов, политических и эстетических условностей Европы на Таити, где он встретил местную девушку, ставшую его женой и музой.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам artnet News. Главная иллюстрация: страница из дневника Поля Гогена на стенде Jean-Luc Baroni; фото via artnet News